Адаптивная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная
программа (далее - АООП) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это общеобразовательная
программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения АООП, с учетом ФАООП.
АООП
самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со
Стандартом и с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих
государственно-общественный характер управления Организацией.
В основу
АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к
построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается
на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально
и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися
знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их
продвижения в изучаемых предметных областях;
-существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
положены следующие принципы:
-принципы государственной политики
РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
-принцип коррекционно-развивающей
направленности; образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
-принцип практической
направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым
материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных
задач;
-принцип воспитывающего обучения,
направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
-онтогенетический принцип;
-принцип преемственности,
предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от
младшего до старшего школьного возраста;
-принцип целостности содержания
образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
-принцип учета возрастных
особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
-принцип учета особенностей
психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
-принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний и
умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
-принцип сотрудничества с семьей.
В соответствии с требованиями
Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.
Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение
как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения, наличия других (сопутствующих) нарушений развития,
места проживания обучающегося, вида Организации.
Обучающийся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по
АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП при необходимости
индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее -
СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида
(далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе
рекомендаций краевой психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК),
сформулированных по результатам комплексного психолого- медико-педагогического
обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее -
ИПРА) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.