МХК 10-11 класс

Приложение к ООП СОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского
округа
МКОУ «Буткинская СОШ»

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ
Буткинская СОШ

Гаврилина Н.А. ________________________ ________________________
Протокол № 1 от «28»
Кокшарова Н.В.
Хвостанцев А.М.
августа 2023 г.
«28» августа 2023 г.
Приказ № ОД 2908-1 от
«29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Мировая художественная культура»
для обучающихся 10 – 11 классов

село Бутка 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования.
Курс
мировой
художественной
культуры
систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в
образовательных учреждениях, реализующих программы начального и
основного общего образования на уроках изобразительного искусства,
музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о
мировой художественной культуре, логике еѐ развития в исторической
перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека. Изучение
мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру
как единству многообразия, а восприятие собственной национальной
культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно
оценить еѐ потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта
всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный
материал» для выстраивания вектора развития, а также для более чѐткого
осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Целью учебногокурса «Мировая художественная культура» является
формирование и развитие личности школьника, способного к определению
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения культурного
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего знания основ культуры и предметные умения в учебной и
социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой культуры, важности
вклада культуры каждого ее народа в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по отношению к культурному
наследию России и других стран мира.
Важнейшми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной идентичности, самоовладение
знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России в мировом культурном процессе;
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных
формах
духовных
ценностей,
формирование

представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и
мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ видов;
формирование у школьников умений применять знания по истории
культуры в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Художественная культура первобытного мира (2 часа). Роль мифа в
культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога).
Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца,
изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения
и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и
Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы
фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт
творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в
художественной литературе, в современной жизни (политика, телевидение) и
быте (привычки, суеверия).
Художественная культура Древнего мира (10 час). Особенности
художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность
ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий
- свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций
Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею
Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и
Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).
Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез
ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных
систем. «Скульптурное»
мышление древних индийцев. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе.
Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый
ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы
империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя:
синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального

действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени
и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы
комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия
Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни.
Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика,
зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные
и изобразительные формы воплощения этой идеи. Опыт творческой
деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего
мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в
отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и
изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в
архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на
сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (10 час). София
Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в
восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и
световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая,
топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие
воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиросуздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на
Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского
монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика
символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека
(росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас
Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль
московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии
традиционных форм и новых строительных приѐмов. Монастырская
базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной
и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты
мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и
цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной
Европы (Италия, Испания, Англия).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд)
- синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого,
полихромного узора (арабеска). Воплощение мифологических (космизм) и

религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в
ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и
мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в
Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры
(григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности.
Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и
регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих
эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (12 час). Возрождение в
Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального»
города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение.
Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка.
Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура
французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии
светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и
вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт
творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных
авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей
Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение
киноверсий произведений Шекспира.
Художественная культура Нового времени (17 час). Стили и
направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и
взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм,
бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и
экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.
Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини),
Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П.
Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического
реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в
опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной
полифонии (И.С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального
города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От
классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена,

Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических
жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской
классической школы: В.А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. Бетховен (Героическая
симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь»
Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в
живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов,
революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в
творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной
школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г.
Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И.
Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И.
Чайковский). Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе
по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей,
национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в
дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении
искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Художественная культура второй половины XIX и XX веков (17
час) Основные направления в живописи второй половины и конца XIX века:
абсолютизация
впечатления
в
импрессионизме
(К.
Моне);
постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений
В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств
в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О.
Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке
(«Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в
живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в
кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве
(В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали).
Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в
Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города
Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б.
Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от
традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX
века: кинематограф («Броненосец Потѐмкин» С.М. Эйзенштейна,
«Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная

графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд
Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жѐлтая подводная лодка, Пинк Флойд «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.М. Жарра).
Массовое искусство. Опыт творческой деятельности. Посещение и
обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции
в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий,
эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и
направлениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения Мировой художественной культуры
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

у

активное освоение артефактов мировой художественной культуры как
базы для воспитания личностных основ духовной культуры;
понимание особой роли мирового художественного наследия (включая
Россию) в жизни общества и каждого отдельного человека;
формирование на основе артефактов мировой художественной
культуры целостного социально ориентированного взгляда на мир
(мировоззрения), учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
осознание места России в мировом историческом и поликультурном
пространстве как неотъемлемой составляющей мирового художественного
наследия, воспитание чувства российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину;
через освоение художественного наследия мировой культуры и
культуры России развитие эстетического сознания и потребности в общении
с искусством;
умение формулировать собственное отношение к произведениям
искусства, их оценку;
развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве
зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой
деятельности в каком-либо виде искусства;

иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и
искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности
звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
формирование этических основ поведения личности, заключающихся в
уважительном отношении к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку и религиозным взглядам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе
эстетического воспитания и художественного образования, в изучении

других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды
школьной жизни, досуга.
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
понимание и оценка художественных явлений действительности во
всем их многообразии; общее представление о природе искусств и специфике
выразительных средств отдельных его видов;
знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся
деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения,
внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и другое;
овладение умениями и навыками для реализации художественнотворческих идей и создания выразительного художественного образа в
каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования
собственной точки зрения на факты и явления искусства;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры
и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм
работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и
искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий
искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности,
владение практическими умениями и навыками, способами художественной
деятельности;
понимание ключевых проблем, изученных в артефактах мировой
художественной культуры;
понимание связи произведений искусства с эпохой, выявление в них
вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
умение анализировать художественные произведения: понимать и
формулировать тему, идею, средства выразительности, стилистические,
жанровые и прочие особенности, владение элементарной искусствоведческой
терминологией;

умение сопоставлять, критически оценивать, отбирать, использовать
справочную литературу и другие источники информации для подготовки
собственных работ;
умение разрабатывать учебно-исследовательские проекты, планировать
реализацию их в учебной практике на основе смыслового анализа
содержания артефактов художественной культуры;
умение формулировать проблему и обсуждать еѐ в форме дискуссий и
свободного обмена мнениями, осознанно применять речевые средства в
соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

1.1

1.2

Введение в мировую художественную
культуру. Мировая художественная
культура
как
совокупность
художественных культур разных стран
и народов мира, сложившаяся на
протяжении исторического развития
цивилизации.
Происхождение
искусства.
Первые
опыты
художественного
творчества.
Синкретический характер искусства
первобытного человека. Синтез слова,
музыки, танца и изображения в
магическом ритуале. Художественная
символика в искусстве последующих
эпох.
Роль мифа в культуре. Древние образы
и символы. Живопись Альтамиры.
Символика геометрического орнамента
в произведениях изобразительного
искусства. Зарождение архитектуры, еѐ
связь с религиозными верованиями и

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

представлениями
человека
(Стоунхендж). Театр, музыка, танец.
Итого по разделу

2

Раздел 2. Художественная культура Древнегор мира

2.1

2.2

2.3

2.4

Художественная культура древних
цивилизаций. Памятники зодчества,
изобразительного
искусства,
литературы и музыки Древнего Египта.
Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и
Луксоре.
Мировое
значение
древнеегипетской
цивилизации.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся
памятники мирового зодчества и одно
из чудес света.
Скальные гробницы и храмы Среднего
и Нового царств. Архитектурные
комплексы в Карнаке и Луксоре, храм
царицы Хатшепсут.
Гигантизм и неизменность канона –
примета
Вечной
жизни
в
изобразительном
искусстве
(скульптурные памятники, рельеф и
фрески)
Особенности художественной культуры

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru

Междуречья. Аскетизм и красочность
архитектурных ансамблей Вавилона.

2.5

2.6

2.7

2.8

Главные темы искусства Доколумбовой
Америки. Многообразие архитектурных
форм и изобразительное искусство
(ступенчатые пирамиды и дворцы,
монументальная скульптура, фрески и
произведения декоративно-прикладного
искусства)
Мифология – главный источник образов
и символики античного искусства.
Крито-микенская
архитектура:
Кносский и Микенский дворцы
Всемирно-историческое
значение
художественной культуры Древней
Греции. Идеалы красоты в ансамбле
афинского Акрополя, общественного и
культурного
центра
греческой
цивилизации. Парфенон – главное
украшение Акрополя
Рождение
греческого
театра.
Особенности
театрализованного
действа. Древнегреческий театр и его

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050

творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид,
Аристофан). Музыкальное искусство.
Зрелищные искусства. Музыкальная
культура.

2.9

2.10

Художественная культура Древнего
Рима.
Развитие
древнегреческих
традиций.

Шедевры зодчества: Римский Форум,
Пантеон,
Колизей,
инженерные
сооружения. Римский скульптурный
портрет. Мозаики и фрески Помпей

Итого по разделу

Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

10

Раздел 3. Художественнная культура Средневековья

3.1

3.2

Значение
культуры
Византийской
империи.
Следование
античным
традициям,
пролог
к
развитию
средневековой культуры. Собор Святой
Софии
в
Константинополе
как
воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве.

Древнерусский

крестово-купольный

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru

тип храма. Архитектурный облик
Киева.
Архитектура
Великого
Новгорода,
Владимиро-Суздальского
княжества.
Успенский
собор
во
Владимире, храм Покрова Богородицы
на реке Нерль, церковь Вознесения в
Коломенском. Ансамбль Московского
Кремля.

3.3

3.4

3.5

Икона и иконостас. Особенности
новгородской
школы
живописи.
Творчество Феофана Грека. Шедевры
Андрея Рублѐва и основные вехи его
творчества.
Творчество
Дионисия.
Шедевры Новгородской и ВладимироСуздальской
школ
живописи.
Особенности музыкальной культуры
(знаменный распев)
Монастырская базилика как средоточие
культурной жизни романской эпохи.
Освоение
западноевропейских
традиций. Разнообразие национальных
школ и смена стилистических канонов в
искусстве Западной Европы.
Готический собор как образ мира.
Шедевры романского и готического
стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в
Париже и Шартре (Франция), собор в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая

Кѐльне (Германия) и др. Готический
собор
как
синтез
искусств
(базиликальный
тип
архитектуры,
скульптурный
и
изобразительный
декор,
григорианский
хорал,
литургическая драма)

3.6

3.7

3.8

Скульптура романского стиля, еѐ
теснейшая связь с архитектурой.
Готический собор как синтез искусств
(базиликальный
тип
архитектуры,
скульптурный
и
изобразительный
декор,
григорианский
хорал,
литургическая
драма).
Светское
искусство
(средневековый
фарс,
музыкально-поэти-ческое
творчество
трубадуров и миннезингеров)
Самобытность
и
неповторимость
художественной
культуры
Индии.
Шедевры
индийского
зодчества.
Шедевры
индийского
храмового
зодчества
и
изобразительного
искусства. Музыкальное и театральное
искусство Индии. Индийский танец как
синтез искусств.
Значение и уникальный характер
китайской художественной культуры.
Шедевры
архитектуры.
Жанры

художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050

китайской живописи. Монохромность
живописи.
Шедевры
зодчества:
императорский дворец в Пекине,
золотой павильон в Киото, пещерный
храм Юньган, замок «Белой цапли» в
Химедзи. Садово-парковое искусство:
сад камней Реандзи в Киото, комплекс
Бейхай в Пекине. Многообразие жанров
китайской живописи.

3.9

3.10

Своеобразие
и
неповторимость
искусства Японии. Шедевры японской
архитектуры.
Садово-парковое
искусство.
Японская
гравюра.
Театральное и музыкальное искусство
(Пекинская
музыкальная
драма,
японский театр Ноо и Кабуки)
Исторические корни и значение
искусства
ислама.
Характерные
особенности
архитектуры
и
изобразительного
искусства
стран
ислама.
Медресе
Улугбека
в
Самарканде,
соборная
мечеть
в
Кордове, минарет аль-Мальвия в
Сирии, дворец Альгамбра в Испании,
мавзолей
Тадж-Махал
в Индии.
Искусство орнамента, каллиграфии и
книжной
миниатюры.
Литература
Арабского
Востока.
Своеобразие

Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

музыкальной культуры.
Итого по разделу

10

Раздел 4. Художественная культура Ренессанса

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Эстетика итальянского Возрождения.
Воплощение гуманистических идеалов
Ренессанса и их воплощение в
искусстве.
Мастера изобразительного искусства
(Джотто ди Бондоне, Донателло,
Сандро
Боттичелли)
Архитектура
Флоренции.
Золотой век Возрождения. Леонардо да
Винчи
и
основные
этапы
его
творческой
деятельности.
Прославленные шедевры художника.
Золотой
век
Возрождения.
Микеланджело.
Скульптурные
и
живописные
шедевры
художника.
Отражение
в
них
глубоких
философских размышлений автора о
смысле жизни и смерти.
Золотой

век

Возрождения.

Судьба

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru

художника, основные этапы его
творчества. Рафаэль – певец женской
красоты.
Портретное
творчество
художника.

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

Архитектурный
Художественный
основные
вехи
биографии.

облик
Венеции.
мир Тициана и
его
творческой

Живопись нидерландских мастеров.
Творчество Яна Ван Эйка Босха и
значение его работ для дальнейшего
развития мскусства

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

Флорентийская камерата. Рождение
оперы. Опера - синтез искусств. Связь
оперы с древнегреческой трагедией
Северный Леонардо да Винчи. Дюрер –
«художник, достойный бессмертия».
Отражение идейных достижений эпохи.
Обобщение реалистических тсканий
предшественников и современников
Музыкальная культура Возрождения.
Полифоническая школа - одно из

ярчайших
явлений.
Композиторы:
Лассо, Жанекен, Палестрина. Широкое
распространение
светских
жанров
(мадригалы,
фроттолы,
шансоны,
кансоны, сирвенты). Новые сюжеты и
образы,
соответствующие
гуманистическим воззрениям времени
и, как следствие - новые жанры,
музыкальные инструменты и средства
музыкальной выразительности

4.11

4.12

Итальянская комедия дель арте - вид
народного (площадного, уличного)
театра. Мир человеческих чувств и
сильных страстей в театре Шекспира
Обобщение изученного за год: мировая
художественная
культура
как
совокупность художественных культур
разных стран и народов мира,
сложившаяся
на
протяжении
исторического развития цивилизации

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

Итого по разделу

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Художественная культура Нового времени

1.1

1.2

1.3

1.4

Стили и художественные направления в
искусстве.
Разграничение
понятий
«стиль» и «историческая эпоха» в
искусстве. Человек и новая картина
мира. Маньеризм
От
«трагического
гуманизма»
Возрождения к барокко и классицизму.
Эстетика и главные темы искусства
барокко и классицизма. Реалистические
тенденции в развитии искусства ХVII ХVIII вв. Взаимопроникновение и
обогащение художественных стилей.
Изменение мировосприятия в эпоху
барокко.
Характерные
черты
архитектуры
барокко.
Шедевры
итальянского
барокко. Творчество Лоренцо Бернини.
Оформление площади перед собором
Святого Петра в Риме. Творчество
Франческо Борромини.
Архитектурные творения Растрелли в

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru

Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Шедевры русского барокко

1.5

1.6

1.7

1.8

Скульптура и живопись барокко,
основная тематика и еѐ художественное
воплощение. П.П. Рубенс – «король
живописи».
Судьба
художника,
основные
этапы
его
творческой
биографии. Характерные особенности
живописной манеры.
Великие
мастера
голландской
живописи. Творчество Рембранта –
вершина реализма. Судьба художника,
основные
вехи
его
творческой
биографии. Своебразие художественной
манеры, богатство и разнообразие
тематики произведений.
Высший расцвет свободной полифонии
в творчестве И.С. Баха. Многогранность
и разнообразие творческого наследия
композитора.
Расцвет
гомофонногармонического
стиля.
Реформа
оперного искусства.
Эстетика классицизма.
сентиментализм. Идея

Рококо
величия

и
и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

могущества
империи,
нашедшая
образное воплощение в архитектурных
сооружениях классицизма и ампира.
Характерные
черты
архитектуры
классицизма. Создание нового типа
грандиозного дворцового ансамбля.
Прогулка по Версалю – зримому
воплощению
парадно-официальной
архитектуры классицизма

1.9

1.10

1.11

Музыка Венской классической школы
–
высшее
выражение
эстетики
классицизма. Композиторы Венской
классической
школы:
К.В.Глюк,
Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен.
Симфония,
концерт.
Путь
от
классицизма к романтизму
От классицизма к академизму в
живописи. Пуссен как основоположник
классицизма. Характерные черты его
живописи.
Мифологические,
исторические,
религиозные
и
пейзажные темы его произведений.
Никола Пуссен
«Строгий, стройный вид» Петербурга.
Архитектурный
облик
Северной
Пальмиры и его блистательные
зодчие. Архитектурные пригороды
Санкт-Петербурга. Творчество К.

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://school-

Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д.
Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин,
А.Н. Воронихин

1.12

«Архитектурный театр» Москвы (В.И.
Баженов,
М.Ф.
Казаков).
Классический облик Москвы в
творчестве М.Ф. Казакова

1.13

Шедевры русских портретистов: Ф.С.
Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л.
Боровиковского.
Мастера
скульптурного
портрета:
Б.К.
Растрелли,
Ф.И.
Шубин,
М.И.
Козловский

1.14

Золотой век французского театра
классицизма, его основные драматурги
и художественные принципы. Мольер
– создатель классической комедии,
бытописатель нравов современного
общества. Пути развития русского
драматического театра.

1.15

1.16

Западноевропейская
музыка
романтизма. Романтический идеал и его
отображение в музыке Р. Вагнера,Ф.
Шуберта,
Ф.
Шопена,
Ф.Листа,
Г.Берлиоза
Зарождение

русской

классической

collection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru

музыкальной школы М.И. Глинка как
основоположник русской музыкальной
классики

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

Романтизм как художественный стиль
эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в.»
Путь к свободе через красоту» (эстетика
романтизма)
1.17

Герой
романтической
эпохи
в
творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского
и К.П. Брюллова. И.Айвазовского.
Пейзажная живопись. История глазами
романтиков.

Итого по разделу

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

17

Раздел 2. Художественная культура второй половины XIX и XX веков

2.1

2.2

Многообразие стилей и направлений в
искусстве XIX – начала XX веков.
Основные жанры западноевропейской
реалистической живописи (Г.Курбе,
К.Коро, О.Домье). Натурализм во
французской литературе и
театре
(Э.Золя). Реалистические искания на
оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе)
Интерес к жизни человека простого
сословия и бытовые картины жизни в

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

творчестве
передвижников:
Сурикова.

2.3

2.4

;
И.

художниковРепина,
в.и.

Шедевры
музыкальной
культуры:
композиторы
«Могучей
кучки».
Художественные приемы и особенности
кучкистов,
изучение
фольклора,
народной мелодии, церковного пения и
воплощение их в своих произведениях.
П.И.Чайковский:
значение
художественного и гуманистического
творчества
Художественные
искания
импрессионистов. Пейзажи впечатления
К. Моне. Жизнь и человек в
произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
Постимпрессионизм В. ван Гога.

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

Русские
последователи
импрессионистов
(К.А.Коровин,
В.А.Серов, И.Э.Грабарь)

2.5

Модерн – «последняя фаза искусства
прошлого века». Создание новых
художественных форм и образов,
выработка единого интернационального
стиля в искусстве. Особенности
модерна в различных видах искусства.

2.6

2.7

2.8

2.9

Идеи и принципы архитектуры начала
ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной
архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш.Э.
Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер.
Архитектурные достижения России.
Творчество Ф.О. Шехтеля.
Художественные
принципы
символизма. Символ и аллегория в
искусстве. Поэзия символизма и ее
влияние
на
различные
виды
художественного творчества. Мастера
живописи (М.А.Врубель, В.Э.БорисовМусатов, художники «Мира искусства»,
А.Бѐклин, Г.Моро, М.Чюрлѐнис и др.).
Символизм в музыке и театре, сивол и
аллегория:
А.Н.Скрябин,
В.Э.Мейерхольд,
М.Метерлинк.
Филосовский смысл через символы,
метафоры и абстрактные образы
Разнообразие
художественных
направлений и стилей изобразительного
искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм
П. Пикассо.

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

Разнообразие
художественных
направлений и стилей изобразительного
искусства. Символ и аллегория в
искусстве. Символ и миф в живописи.
Сюрреализм С. Дали.
Разнообразие
художественных
направлений и стилей изобразительного
искусства.
Абстракционизм
в.
Кандинского.
Супрематизм
к.
Малевича.

К.С. Станиславский и В.И. НемировичДанченко
как
основоположники
русского театрального искусства.

Эпический театр Б. Брехта Творческие
эксперименты П. Брука. Зарубежный
театр последних лет. Интеллектуальный
театр Б. Шоу. Экспрессионизм и
сюрреализм на театральной сцене.
Театр абсурда.
Рождение
и
первые
шаги
кинематографа. Великий немой. Ч.С.
Чаплин – выдающийся комик мирового

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050

экрана и его лучшие роли. Рождение
звукового кино.

2.15

2.16

2.17

Киноавангард
ХХ
в.
Рождение
национального
кинематографа.
Шедевры отечественного кино, его
режиссѐры и исполнители.
Музыкальный
мир
ХХ
в.,
разнородность
его
стилей
и
направлений. Мастера музыкальной
классики. Искусство джаза и его
истоки. Рок- и поп- музыка
Обобщение
изученного:
мировая
художественная
культура
как
совокупность художественных культур
разных стран и народов мира,
сложившаяся
на
протяжении
исторического развития цивилизации;
как отражение жизни человека

Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

Итого по разделу

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№ п/п

1

2

3

Тема урока

Введение в курс Мировой
художественной культуры

Первые художники Земли

Архитектура страны фараонов

Количество часов
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

4

Архитектура страны фараонов

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

5

Изобразительное искусство и музыка
Древнего Египта

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

6

7

8

Художественная культура Междуречья

Искусство доколумбовой Америки

Эгейское искусство

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

9

Золотой век Афин

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

10

Рождение греческого театра

1

https://resh.edu.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

11

12

13

14

Архитектура Древнего Рима

Изобразительное искусство Римской
империи

Мир византийской культуры

Архитектурный облик Древней Руси

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

15

16

17

18

19

Изобразительное искусство и музыка
Древней Руси

Архитектура западноевропейского
средневековья

Архитектура западноевропейского
средневековья

Изобразительное искусство и музыка
средневековья. Театр

Индия – «страна чудес»

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://school-

collection.edu.ru

20

21

22

23

24

Художественная культура Китая

Искусство страны восходящего солнца

Художественная культура ислама

Флоренция – колыбель итальянского
Возрождения

Живопись Проторенессанса и Раннего
Возрождения

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая

художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

25

26

27

28

29

Золотой век Возрождения.
Художественный мир Леонардо да
Винчи

Золотой век Возрождения.
Микеланджело

Золотой век Возрождения. Рафаэль

Позднее Возрождение. Тициан

Северное Возрождение

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050

Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

30

31

32

Театр Возрождения. Рождение оперы

Живопись нидерландских и немецких
мастеров

Музыка Возрождения

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

33

Театр Шекспира

1

34

Обобщающий урок по темам
изученного материала

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№ п/п

1

2

Тема урока

Стилевое многообразие искусства XVIIXVIII в.в. Искусство Маньеризма

Эстетика и главные темы Барокко

Количество часов
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

3

Архитектура Барокко

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

4

Архитектурные шедевры Растрелли

1

https://resh.edu.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

5

6

7

8

Скульптура и живопись барокко

Реалистическая живопись Голландии

Музыка эпохи барокко

Классицизм в архитектуре Западной
Европы

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

9

10

11

12

Венская классическая школа

Изобразительное искусство
классицизма и Рококо

Шедевры классицизма в архитектуре
России

Шедевры классицизма в архитектуре
России

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://school-

Русский портрет XVIII в.
13

collection.edu.ru

14

15

16

17

18

Театр эпохи классицизма. Русский
драматический театр

Музыка романтизма

Русская классическая музыкальная
школа

Романтизм как художественный стиль

Реализм - художественный стиль эпохи

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая

художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

19

20

21

Изобразительное искусство реализма

Русская музыкальная культура

«Живописцы счастья» - художники
импрессионизма

22

Модерн. Новые художественные
образы

23

Архитектура: от модерна до
конструктивизма

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050

Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

24

25

26

Искусство символизма

Искусство символизма

Кубизм. Фовизм

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

27

Сюрреализм Дали

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

28

Абстракционизм. Супрематизм

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

29

30

31

Русский драматический театр

Зарубежный и русский театр XX века

Становление и расцвет мирового
кинематографа

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

32

Становление и расцвет мирового
кинематографа

1

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

33

Музыкальный мир XX в

1

https://resh.edu.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

34

Обобщение изученного: мировая
художественная культура

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая
художественная культура» http://schoolcollection.edu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Мировая художественная культура» 11 класс. Москва «Дрофа» 2014 год.
Автор : Данилова Г. И. Учебник для 10 класса (От истоков до XVII в.);
Учебник для 11 класса (От XVII в. до современности)
Учебник «Мировая художественная культура» Ю. А. Солодовников
10—11 классы :учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю. А.
Солодовников. — М. : Просвещение, 2021г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная
культура» Москва «Дрофа» 2015 год. Автор: Данилова Г.И.
Мировая художественная культура. Методические рекомендации.
Ю. А. Солодовникова. 10—11 классы : пособие для учителя / Ю. А.
Солодовников. — М. : Просвещение, 2021г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e95050
Электронная библиотека «Мировая художественная культура»
http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».