Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7)
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа ООО для обучающихся с ЗПР муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Буткинская средняя общеобразовательная школа» представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Определение варианта АООП ООО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Целью
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является достижение учащимися с задержкой
психического развития личностных, метапредметных, предметных результатов,
предусмотренных ФГОС ООО, коррекция нарушенных функций обучающихся данной
категории детей с ОВЗ и их социальная адаптация. АОП ООО обучающихся с ЗПР
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты специального сопровождения детей с задержкой психического развития.
Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной
комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и
(или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- выявление обучающихся, имеющих трудности в обучении
и адаптации,
обусловленные ограниченными возможностями здоровья;
- формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение преемственности начального общего и
основного общего
образования;
- обеспечение доступности получения качественного
основного общего
образования;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в школе;
- достижение планируемых результатов освоения АОП
ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
- создание условий для участия обучающихся с ЗПР в проектной деятельности, мероприятиях по социализации и профессиональной ориентации;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания
АОП ООО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических
и индивидуальных особенностей;
- создание благоприятных условий для удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным
представителям) обучающихся с ЗПР по педагогическим, социальным,
правовым и другим вопросам.
В основе разработки и реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана с учётом:
-контингента обучающихся;
-психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного
возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними
(биологическими и психологическими) предпосылками;
-перехода от учебных действий, характерных для уровня НОО, к овладению учебной
деятельности на уровне ООО, связанной с получением знаний по
общеобразовательным предметам;
-изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества –
переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий
педагогами по каждому образовательному предмету.
Дифференцированный подход
к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана.
Исходя из учета особенностей подросткового возраста,
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор
условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы
каждый ребенок с ЗПР, независимо от уровня его возможностей и структуры
дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в
стенах учреждения.
Все
программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности
познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие
личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной
социальной адаптации.
Обучающиеся
с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Данная АОП
ООО обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (5 - 9 классы). Структура адаптированной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи определена ФГОС ООО и включает в себя целевой, содержательный
и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели,
задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования
и включает в себя программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов: -программу развития универсальных
учебных действий на уровне основного общего образования, включающую
формирование компетенций обучающихся с ЗПР в области использования
информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности;
-программу отдельных учебных предметов и курсов коррекционно- развивающей области; -программу воспитания и социализации обучающихся с ЗПР;
-программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общую организацию образовательного процесса и
механизмы реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР и включает в себя:
-учебный план основного общего образования;
-календарный учебный график и план внеурочной деятельности;
-систему условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО.