Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (далее – АООП НОО обучающихся с РАС)
разработана муниципальным казённым общеобразовательным учреждением «Буткинская
СОШ» с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического
спектра, (далее – АООП НОО), утверждённая приказом Минпросвещения России от
24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024) Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте
России 21.03.2023 N 72654)
Определение данного варианта АООП НОО
для обучающегося с РАС осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Адаптированная основная
образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС
определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации.
Цель Программы:
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
Задачи
Программы:
-
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
-
достижение планируемых результатов освоения АОП НОО для обучающихся с РАС (вариант
8.2), целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся;
- обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
- использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
- участие педагогических работников, обучающихся, их
родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта).
Подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с РАС.
В основу реализации Программы заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к реализации Программы предполагает
учет особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, как неоднородной по
составу группы, отличающейся по возможностям освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания и реализации в рамках одного вариантов
АОП НОО разработку и реализацию индивидуальных учебных планов.
Применение дифференцированного подхода к созданию и
реализации АО П НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный
подход основывается на теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности.
Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с РАС младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, в т.ч. за
счёт специальных учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием
образования.
Принципы формирования Программы:
а) принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
б) принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический
принцип;
е) принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на
АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип
целостности содержания образования;
з) принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип
переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
к) принцип
сотрудничества с семьей;
л) принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объем учебной
нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29.01.2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 01.03.2027
г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г.,
регистрационный № 61573), действующими до 01.01.2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).
Данный вариант предполагает, в большей степени,
развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и
коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных
контактов с детьми и взрослыми.
Обязательным является организация и расширение повседневных
социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего
направления, особое структурирование содержания обучения на основе
усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и
коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также
применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Построение
учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует
снижению доли
репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность
развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию
предметного содержания в условиях реального и виртуального представления
экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Предметные знания, умения и способы
деятельности являются содержательной основой становления УУД
Задачи на формирование УУД строятся как на
материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в
жизни обучающегося и имеющих для него значение.