Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.2)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – АООП НОО обучающихся с РАС) разработана муниципальным казённым общеобразовательным учреждением «Буткинская СОШ» с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, (далее – АООП НОО), утверждённая приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024) Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)

Определение данного варианта АООП НОО для обучающегося с РАС осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это об­ра­зо­ва­тель­ная программа, адаптированная для обучения этой категории обу­ча­ю­щи­х­ся с учетом особенностей их психофизического развития, ин­ди­ви­ду­аль­ных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и со­ци­аль­ную адаптацию.

АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Цель Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

Задачи Программы:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- достижение планируемых результатов освоения АОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2), целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;

- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта).

Подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с РАС.

В основу реализации Программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к реализации Программы предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, как неоднородной по составу группы, отличающейся по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации в рамках одного вариантов АОП НОО разработку и реализацию индивидуальных учебных планов.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АО П НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.Хочу такой сайт

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, в т.ч. за счёт специальных учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования.

Принципы формирования Программы:

а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);

б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

д) онтогенетический принцип;

е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;

ж) принцип целостности содержания образования;

з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

к) принцип сотрудничества с семьей;

л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 01.03.2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 01.01.2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).

Данный вариант предполагает, в большей степени, развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного  поведения, расширение жизненного опыта, социальных  контактов  с детьми и взрослыми.

            Обязательным  является  организация и расширение повседневных  социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое  структурирование  содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного  поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных  методов и приемов обучения.

 

Построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.

Предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД

Задачи на формирование УУД строятся как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение.

 
АООП НОО_РАС_вариант 8.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 520251343390373548250310750880108285629354443773 Директор/Заведующий Хвостанцев Александр Михайлович Дата подписания документа 28.10.2025 22:17:15 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».