Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Описание образовательной программы
Аннотация
адаптированной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП ООО ЗПР) – это документ,
определяющий рекомендуемые Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья объём и содержание образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности по
реализации образовательной программы.
АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана и
утверждена ОО самостоятельно с учётом требований ФГОС ООО, разработана с учетом
Примерной ООП ООО и Проекта специальных требований в федеральные государственные
образовательные стандарты основного и среднего общего образования для детей с
задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП ООО
обучающихся с ЗПР.
Целью
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является достижение учащимися с задержкой
психического развития личностных, метапредметных, предметных результатов,
предусмотренных ФГОС ООО, коррекция нарушенных функций обучающихся данной
категории детей с ОВЗ и их социальная адаптация. АОП ООО обучающихся с ЗПР
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты специального сопровождения детей с задержкой психического развития.
Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной
комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными
возможностями детей.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- выявление обучающихся,
имеющих трудности в обучении и адаптации,
обусловленные ограниченными возможностями здоровья;
- формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение
преемственности начального общего и основного общего
образования;
- обеспечение доступности
получения качественного основного общего
образования;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в школе;
- достижение планируемых
результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
- создание условий для участия обучающихся с ЗПР в проектной деятельности, мероприятиях по социализации и профессиональной ориентации;
- обеспечение
вариативности и разнообразия содержания АОП ООО и организационных форм
получения образования обучающимися с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических
и индивидуальных особенностей;
- создание благоприятных
условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- оказание консультативной
и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с ЗПР по педагогическим, социальным,
правовым и другим вопросам.
В основе разработки и реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана с учётом:
-контингента обучающихся;
-психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного
возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими
и психологическими) предпосылками;
-перехода от учебных действий, характерных для уровня НОО, к овладению учебной
деятельности на уровне ООО, связанной с получением знаний по общеобразовательным
предметам;
-изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества –
переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий
педагогами по каждому образовательному предмету.
Дифференцированный подход
к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов
АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного
плана.
Исходя из учета особенностей подросткового возраста,
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор
условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый
ребенок с ЗПР, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен
в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения.
Все
программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности
познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие
личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной
социальной адаптации.
Обучающиеся
с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Данная АОП ООО обучающихся с
ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся,
не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9
классы). Структура адаптированной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи определена ФГОС ООО и включает в себя целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели,
задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования
и включает в себя программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов: -программу развития универсальных
учебных действий на уровне основного общего образования, включающую
формирование компетенций обучающихся с ЗПР в области использования информационно-коммуникационных
технологий, проектной деятельности;
-программу отдельных учебных предметов и
курсов коррекционно- развивающей области; -программу воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР;
-программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общую организацию образовательного процесса и
механизмы реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР и включает в себя:
-учебный план
основного общего образования;
-календарный учебный график и план внеурочной
деятельности;
-систему условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО.