основы математической грамотности 2-4 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ ООП НОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Буткинская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ
"Буткинская СОШ"

Гостюхина Н.И ________________________ ________________________
Протокол №1
Кокшарова Н.В
Хвостанцев А.М
от «28» августа 2023 г.
от «28» августа 2023 г.
Приказ №ОД2908-1
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы математической грамотности»
для обучающихся 2– 4 классов

с. Бутка 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов
«Математическая
требованиями

грамотность»

Федерального

разработана

в

государственного

соответствии

с

образовательного

стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 2-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения
следующих задач:

этой

цели

предполагается

решение

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
2

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 34
часа (по 1 часу в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий
по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов, используя математические задачи.
В

3-4

классе

начальной

школы

проводятся занятия

по формированию

математической грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой
грамотности.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;


Олимпиады;



Деловые беседы;



Участие в научно-исследовательских дискуссиях;



Практические упражнения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
3

3 класс
Нахождение

значений

математических

выражений

в

пределах

100000,

составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Нахождение

значений

математических

выражений

в

пределах

100000,

составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
4

взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
5

–

оценивать

правильность

выполнения

действий:

знакомство с критериями

оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными

задачами

и

отображать

предметное

содержание

и

условия

деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой
ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов в контексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

6

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

7

Тематическое планирование

№

Содержание
(разделы, темы)

2 класс (34 часов)
КолФорма проведения
во
часов

1.

Про беличьи
запасы

1

Беседа. Анализ данных.

2.

Медвежье
потомство

1

Беседа. Решение логических задач.

3.

Про зайчат и
зайчиху

1

Беседа. Решение логических задач.

4.

Лисьи забавы

1

Работа с диаграммами. Решение
логических задач.

5.

Про крота

1

Работа с диаграммами. Решение
логических задач.

6.

Про ежа

1

Беседа. Анализ данных.

7.

Про полевого
хомяка

1

Работа в группах.

8.

Встреча друзей

1

Решение логических задач.

9.

Магия чисел

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

10. Танграм

1

Практическая работа с фигурами.

11. Задачи-ловушки

1

Работа в парах.

12. Алгоритмы

1

Конструирование алгоритмов

13. Логика перебора

1

Работа в группах.

14. Как считали в
старину

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

8

15. Красота
математики

1

Беседа. Анализ данных.

16. Логические задачи

1

Решение логических задач.

17. Числовые
закономерности и
ребусы

1

Поиск числовых закономерностей и
разгадка ребусов.

18. Задачи – смекалки.

1

Решение логических задач.

19. Задачи с
некорректными
данными. Задачи,
допускающие
несколько
способов решения.

1

Решение логических задач.

20. Прятки с фигурами

1

Беседа. Игра.

21. Поиск заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.

1

Работа в парах.

22. Работа с таблицей
«Поиск
треугольников в
заданной фигуре»

1

Викторина. Работа в группах.

23. Уголки

1

Работа в парах и группах.

1

Беседа. Самостоятельная работа.

Составление фигур
из 4, 5, 6, 7
уголков: по
образцу, по
собственному
замыслу.
24. Составление фигур
с заданным
разбиением на
части; с частично

9

заданным
разбиением на
части; без
заданного
разбиения.
25. Составление
фигур,
представленных в
уменьшенном
масштабе.

1

Работа в парах.

26. Секреты задач

1

Работа в парах.

27. Математические
игры. Построение
«математических»
пирамид

1

Викторина. Самостоятельная работа.

28. Математические
игры.

1

Работа в парах и группах.

29. Исторические
сведения о
математике.
Нумерация
древних римлян.

1

Беседа, самостоятельная работа.

30. Исторические
сведения о
математике.
Нумерация
древних римлян.

1

Беседа, самостоятельная работа.

Решение задач
разными
способами.
Решение
нестандартных
задач.

10

31. Из истории счета,
десятичной
системы и
учебника
«Арифметика».

1

Беседа. Работа в парах.

32. Колумбово яйцо.

1

Беседа. Самостоятельная работа.

33. Русские монеты.

1

Игра.

34. Математическое
путешествие.

1

Викторина. КВН.

№

3 класс (34 часа)
КолСодержание
во
(разделы, темы)
часов

Форма проведения

1.

Умный счет

1

Беседа. Анализ данных.

2.

Разрезания фигур

1

Работа с фигурами.

3.

Круглые задачи

1

Работа в парах.

4.

Элементарно!

1

Решение логических задач.

5.

Точки и кусочки

1

Беседа. Анализ данных.

6.

Путешествие с
числами

1

Игра.

7.

Смотри!

1

Беседа. Чтение чертежей.

8.

Переливания

1

Беседа. Анализ данных.

9.

Маршруты

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

10. Числовые ребусы

1

Работа в группах.

11. Уравнивание

1

Работа в группах.

12. Четность

1

Беседа. Анализ данных.
11

13. Кручу-верчу

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

14. Лови момент!

1

Конкурс.

15. Правда или ложь?

1

Использование перебора при решении
логических задач.

16. Последняя цифра

1

Игра.

17. Числовые лесенки

1

Игра.

18. «Числа и операции
над ними»
Интересные
приемы устного
счета. Монгольская
игра.

1

Беседа. Игра.

19. «Числа и операции
над ними»
Интересные
приемы устного
счета. Монгольская
игра.

1

Беседа. Игра.

20. Задачи, связанные
с нумерацией.
Танграм.

1

Работа в парах

21. Приемы,
упрощающие
сложение и
вычитание.
Симметрия

1

Беседа, индивидуальные задания.

22. Составление и
разгадывание
математических
ребусов

1

Работа в парах и группами.

23. Решение
выражений на

1

Самостоятельная работа.
12

нахождение
пропущенных
разрядов.
1

Игра. Викторина.

25. Приемы
вычислений. Игра
«Колумб»

1

Игра. Работа в группах.

26. Разгадывание
магических
квадратов

1

Работа в парах.

1

Беседа. Анализ данных.

1

Работа индивидуально.

29. Задачи на
сообразительность.

1

Работа индивидуально и в парах.

30. Задачи-смекалки.

1

Работа индивидуально и в парах.

31. Комбинаторные
задачи.

1

Работа индивидуально и в группах.

24. Числовые
головоломки.
Разгадывание и
составление
математических
ребусов.

27.

Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.

28. Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.

13

32. Задачи-маршруты.
Графический
диктант.

1

Работа в группах.

33. Олимпиадные
задачи.

1

Работа индивидуальная.

34. Олимпиадные
задачи.

1

Работа индивидуальная.

№

4 класс (34 часа)
КолСодержание
во
(разделы, темы)
часов

Форма проведения

1.

В бассейне

1

Решение логических задач.

2.

Делаем ремонт

1

Чтение простых чертежей и нанесение на
них известных размеров.

3.

Украшаем дом

1

Составление и чтение простых планов.

4.

Праздничный торт

1

Составление и чтение простых планов.

5.

Садовый участок

1

Чтение простого чертежа и определение его
масштаба.

6.

Обустраиваем

1

Составление и чтение простых планов.

участок
7.

Поход в кино

1

Работа в группах.

8.

Идём в театр

1

Игра.

9.

Отправляемся в
путешествие

1

Составление алгоритма действий.

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

10. Осуществляем
мечты

14

11. Магический
квадрат

1

Решение логических задач.

12. Остров рыцарей и
лжецов

1

Викторина.

13. Метод перебора

1

Работа в парах.

14. Буквенные ребусы

1

Беседа. Анализ данных.

15. Дни недели

1

Игра.

16. Чередование

1

Работа в группах.

17. По прямой —
кратчайший путь!

1

Игра-путешествие.

18. Геометрия вокруг
нас.

1

Беседа. Викторина.

19. Периметр и
площадь составных
фигур.
Геометрическая
мозаика.

1

Практическая работа.

20. Закономерности в
узорах.

1

Конкурс проектов.

21. Решение задач с
геометрическим
содержанием.

1

Работа в парах.

22. Оригами.
Объемные фигуры.

1

Беседа. Практическая работа.

23. Моделирование из
проволоки,
пластилина, спичек

1

Практическая работа.

24. Математические
развлечения.

1

Беседа. Работа в парах.

25. Проект «Мир

1

Защита проектов.
15

цифр».
26. По страницам
«Книги рекордов
Гиннеса»

1

Беседа. Презентация.

27. Математические
фокусы. Секреты
математических
фокусов.

1

Игра.

28. Участие в
международном
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру –
математика для
всех»

1

Самостоятельная работа.

29. Математический
КВН.

1

КВН.

Решение задач,
связанных с
нумерацией, на
сообразительность,
задачи-шутки,
задачи со
спичками;

1

Работа в группах и индивидуально.

31. Работа с
пословицами, в
которых
встречаются числа.

1

Викторина.

32. Интересные
приёмы устного
счёта.

1

Игра.

1

Работа в парах.

30.

33.

Разгадывание

16

числовых
головоломок и
математических
ребусов.
34. Поиск в
окружающем мире
предметов,
дающих
представление об
изученных
геометрических
фигурах.

1

Экскурсия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706

17

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная панель,
магнитная доска. Наборы сюжетных и предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы к
занятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и чертёжные
принадлежности.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».