ПРИЛОЖЕНИЕ ООП НОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Буткинская СОШ "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ
"Буткинская СОШ"
Гостюхина Н.И ________________________ ________________________
Протокол №1
Кокшарова Н.В
Хвостанцев А.М
от «28» августа 2023 г.
от «28» августа 2023 г.
Приказ №ОД2908-1
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы математической грамотности»
для обучающихся 2– 4 классов
с. Бутка 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов
«Математическая
требованиями
грамотность»
Федерального
разработана
в
государственного
соответствии
с
образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 2-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения
следующих задач:
этой
цели
предполагается
решение
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
2
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 34
часа (по 1 часу в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий
по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов, используя математические задачи.
В
3-4
классе
начальной
школы
проводятся занятия
по формированию
математической грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой
грамотности.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Олимпиады;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
3
3 класс
Нахождение
значений
математических
выражений
в
пределах
100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Нахождение
значений
математических
выражений
в
пределах
100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
4
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
5
–
оценивать
правильность
выполнения
действий:
знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными
задачами
и
отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой
ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов в контексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
6
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
7
Тематическое планирование
№
Содержание
(разделы, темы)
2 класс (34 часов)
КолФорма проведения
во
часов
1.
Про беличьи
запасы
1
Беседа. Анализ данных.
2.
Медвежье
потомство
1
Беседа. Решение логических задач.
3.
Про зайчат и
зайчиху
1
Беседа. Решение логических задач.
4.
Лисьи забавы
1
Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
5.
Про крота
1
Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
6.
Про ежа
1
Беседа. Анализ данных.
7.
Про полевого
хомяка
1
Работа в группах.
8.
Встреча друзей
1
Решение логических задач.
9.
Магия чисел
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
10. Танграм
1
Практическая работа с фигурами.
11. Задачи-ловушки
1
Работа в парах.
12. Алгоритмы
1
Конструирование алгоритмов
13. Логика перебора
1
Работа в группах.
14. Как считали в
старину
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
8
15. Красота
математики
1
Беседа. Анализ данных.
16. Логические задачи
1
Решение логических задач.
17. Числовые
закономерности и
ребусы
1
Поиск числовых закономерностей и
разгадка ребусов.
18. Задачи – смекалки.
1
Решение логических задач.
19. Задачи с
некорректными
данными. Задачи,
допускающие
несколько
способов решения.
1
Решение логических задач.
20. Прятки с фигурами
1
Беседа. Игра.
21. Поиск заданных
фигур в фигурах
сложной
конфигурации.
1
Работа в парах.
22. Работа с таблицей
«Поиск
треугольников в
заданной фигуре»
1
Викторина. Работа в группах.
23. Уголки
1
Работа в парах и группах.
1
Беседа. Самостоятельная работа.
Составление фигур
из 4, 5, 6, 7
уголков: по
образцу, по
собственному
замыслу.
24. Составление фигур
с заданным
разбиением на
части; с частично
9
заданным
разбиением на
части; без
заданного
разбиения.
25. Составление
фигур,
представленных в
уменьшенном
масштабе.
1
Работа в парах.
26. Секреты задач
1
Работа в парах.
27. Математические
игры. Построение
«математических»
пирамид
1
Викторина. Самостоятельная работа.
28. Математические
игры.
1
Работа в парах и группах.
29. Исторические
сведения о
математике.
Нумерация
древних римлян.
1
Беседа, самостоятельная работа.
30. Исторические
сведения о
математике.
Нумерация
древних римлян.
1
Беседа, самостоятельная работа.
Решение задач
разными
способами.
Решение
нестандартных
задач.
10
31. Из истории счета,
десятичной
системы и
учебника
«Арифметика».
1
Беседа. Работа в парах.
32. Колумбово яйцо.
1
Беседа. Самостоятельная работа.
33. Русские монеты.
1
Игра.
34. Математическое
путешествие.
1
Викторина. КВН.
№
3 класс (34 часа)
КолСодержание
во
(разделы, темы)
часов
Форма проведения
1.
Умный счет
1
Беседа. Анализ данных.
2.
Разрезания фигур
1
Работа с фигурами.
3.
Круглые задачи
1
Работа в парах.
4.
Элементарно!
1
Решение логических задач.
5.
Точки и кусочки
1
Беседа. Анализ данных.
6.
Путешествие с
числами
1
Игра.
7.
Смотри!
1
Беседа. Чтение чертежей.
8.
Переливания
1
Беседа. Анализ данных.
9.
Маршруты
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
10. Числовые ребусы
1
Работа в группах.
11. Уравнивание
1
Работа в группах.
12. Четность
1
Беседа. Анализ данных.
11
13. Кручу-верчу
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
14. Лови момент!
1
Конкурс.
15. Правда или ложь?
1
Использование перебора при решении
логических задач.
16. Последняя цифра
1
Игра.
17. Числовые лесенки
1
Игра.
18. «Числа и операции
над ними»
Интересные
приемы устного
счета. Монгольская
игра.
1
Беседа. Игра.
19. «Числа и операции
над ними»
Интересные
приемы устного
счета. Монгольская
игра.
1
Беседа. Игра.
20. Задачи, связанные
с нумерацией.
Танграм.
1
Работа в парах
21. Приемы,
упрощающие
сложение и
вычитание.
Симметрия
1
Беседа, индивидуальные задания.
22. Составление и
разгадывание
математических
ребусов
1
Работа в парах и группами.
23. Решение
выражений на
1
Самостоятельная работа.
12
нахождение
пропущенных
разрядов.
1
Игра. Викторина.
25. Приемы
вычислений. Игра
«Колумб»
1
Игра. Работа в группах.
26. Разгадывание
магических
квадратов
1
Работа в парах.
1
Беседа. Анализ данных.
1
Работа индивидуально.
29. Задачи на
сообразительность.
1
Работа индивидуально и в парах.
30. Задачи-смекалки.
1
Работа индивидуально и в парах.
31. Комбинаторные
задачи.
1
Работа индивидуально и в группах.
24. Числовые
головоломки.
Разгадывание и
составление
математических
ребусов.
27.
Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.
28. Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.
13
32. Задачи-маршруты.
Графический
диктант.
1
Работа в группах.
33. Олимпиадные
задачи.
1
Работа индивидуальная.
34. Олимпиадные
задачи.
1
Работа индивидуальная.
№
4 класс (34 часа)
КолСодержание
во
(разделы, темы)
часов
Форма проведения
1.
В бассейне
1
Решение логических задач.
2.
Делаем ремонт
1
Чтение простых чертежей и нанесение на
них известных размеров.
3.
Украшаем дом
1
Составление и чтение простых планов.
4.
Праздничный торт
1
Составление и чтение простых планов.
5.
Садовый участок
1
Чтение простого чертежа и определение его
масштаба.
6.
Обустраиваем
1
Составление и чтение простых планов.
участок
7.
Поход в кино
1
Работа в группах.
8.
Идём в театр
1
Игра.
9.
Отправляемся в
путешествие
1
Составление алгоритма действий.
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
10. Осуществляем
мечты
14
11. Магический
квадрат
1
Решение логических задач.
12. Остров рыцарей и
лжецов
1
Викторина.
13. Метод перебора
1
Работа в парах.
14. Буквенные ребусы
1
Беседа. Анализ данных.
15. Дни недели
1
Игра.
16. Чередование
1
Работа в группах.
17. По прямой —
кратчайший путь!
1
Игра-путешествие.
18. Геометрия вокруг
нас.
1
Беседа. Викторина.
19. Периметр и
площадь составных
фигур.
Геометрическая
мозаика.
1
Практическая работа.
20. Закономерности в
узорах.
1
Конкурс проектов.
21. Решение задач с
геометрическим
содержанием.
1
Работа в парах.
22. Оригами.
Объемные фигуры.
1
Беседа. Практическая работа.
23. Моделирование из
проволоки,
пластилина, спичек
1
Практическая работа.
24. Математические
развлечения.
1
Беседа. Работа в парах.
25. Проект «Мир
1
Защита проектов.
15
цифр».
26. По страницам
«Книги рекордов
Гиннеса»
1
Беседа. Презентация.
27. Математические
фокусы. Секреты
математических
фокусов.
1
Игра.
28. Участие в
международном
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру –
математика для
всех»
1
Самостоятельная работа.
29. Математический
КВН.
1
КВН.
Решение задач,
связанных с
нумерацией, на
сообразительность,
задачи-шутки,
задачи со
спичками;
1
Работа в группах и индивидуально.
31. Работа с
пословицами, в
которых
встречаются числа.
1
Викторина.
32. Интересные
приёмы устного
счёта.
1
Игра.
1
Работа в парах.
30.
33.
Разгадывание
16
числовых
головоломок и
математических
ребусов.
34. Поиск в
окружающем мире
предметов,
дающих
представление об
изученных
геометрических
фигурах.
1
Экскурсия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
17
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная панель,
магнитная доска. Наборы сюжетных и предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы к
занятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и чертёжные
принадлежности.
18