Приложение 12 к ООП НОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого МО
МКОУ "Буткинская СОШ "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководитель ШМО
заместитель директора
по УВР
ИО директора МКОУ
"Буткинская СОШ"
________________________ ________________________ ________________________
Гаврилина Н.М.
Гаврилина Н.М.
Мокринская М.М.
от «26» августа 2025 г.
Приказ №ОД 2808-1
«26» августа2025 г.
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯПРОГРАММА
курса внеурочнойдеятельности
«Основы математической грамотности»
для обучающихся 2– 4 классов
с. Бутка, 2025г.
Пояснительнаязаписка
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов
«Математическая
грамотность»
разработана
в
соответствии
требованиями
с
Федерального
государственногообразовательногостандартаначальногообщегообразова
ния,требованиякосновнойобразовательнойпрограмменачального
общегообразования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского
курсапрограммы«Функциональнаяграмотность»для2-
4классов(авторы-составители М.В.Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическаяграмотность»является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения
следующих задач:
этой
цели
предполагается
решение
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
2
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
3
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 34
часа (по 1 часу в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий
по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов, используя математические задачи.
В
3-4
классе
начальной
школы
проводятся занятия по формированию
математическойграмотности, включая задачи естественно-научной и финансовой
грамотности.
Формыорганизациизанятий:
Предметныенедели;
Олимпиады;
Деловыебеседы;
Участиевнаучно-исследовательскихдискуссиях;
Практическиеупражнения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
4
3 класс
Нахождение
значений
математических
выражений
в
пределах
100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Нахождение
значений
математических
выражений
в
пределах
100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
5
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
6
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными
задачами
и
отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой
ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
7
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
8
Тематическое планирование
№
Содержание(р
азделы,темы)
2класс(34часов)
Формапроведения
Колво
часов
Про
беличьизапа
сы
Медвежье
потомство
1
Беседа.Анализданных.
1
Беседа. Решение логических задач.
3.
Про зайчат
изайчиху
1
Беседа. Решение логических задач.
4.
Лисьизабавы
1
Работасдиаграммами.Решение
логическихзадач.
5.
Прокрота
1
Работасдиаграммами.Решение
логическихзадач.
6.
Проежа
1
Беседа. Анализданных.
7.
1
Работа в группах.
8.
Про
полевогохомя
ка
Встречадрузей
1
Решениелогическихзадач.
9.
Магиячисел
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
10. Танграм
1
Практическая работа с фигурами.
11. Задачи-ловушки
1
Работавпарах.
12. Алгоритмы
1
Конструирование алгоритмов
13. Логикаперебора
1
Работавгруппах.
14. Как считали
встарину
1
1.
2.
Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.
9
15. Красотамат
ематики
1
Беседа.Анализданных.
16. Логическиезадачи
1
Решениелогическихзадач.
17. Числовыезаконом
ерности иребусы
1
Поискчисловыхзакономерностейир
азгадкаребусов.
18. Задачи–смекалки.
1
Решениелогическихзадач.
19. Задачи
снекорректнымида
нными.
Задачи,допускающ
иенесколькоспосо
боврешения.
1
Решениелогическихзадач.
20. Пряткисфигурами
1
Беседа.Игра.
21. Поиск
заданныхфигур
в
фигурахсложно
йконфигурации.
22. Работастаблицей
«Поисктреугольн
иков
взаданнойфигуре»
1
Работавпарах.
1
Викторина.Работавгруппах.
23. Уголки
1
Работавпарахигруппах.
1
Беседа.Самостоятельная работа.
Составление
фигуриз4,5,6,7
уголков:
пообразцу,
пособственно
музамыслу.
24. Составление
фигурс
заданнымразбиени
емна
10
части; счастично
заданным
разбиением на
части; без заданного
разбиения.
25. Составлениефигу
р,представленных
вуменьшенномма
сштабе.
1
Работавпарах.
1
Работавпарах.
27. Математическиеи
гры.Построение
«математических»
пирамид
1
Викторина.Самостоятельнаяработа.
28. Математические
игры.
1
Работавпарахигруппах.
29. Исторические
сведения
оматематике.
Нумерациядрев
нихримлян.
1
Беседа,самостоятельнаяработа.
30. Исторические
сведения
оматематике.
Нумерациядрев
нихримлян.
1
Беседа,самостоятельнаяработа.
26. Секретызадач
Решение
задачразными
способами.
Решениенеста
ндартныхзадач
.
11
31. Из истории
счета,десятичной
системы
иучебника
«Арифметика».
1
Беседа.Работавпарах.
32. Колумбовояйцо.
1
Беседа.Самостоятельнаяработа.
33. Русскиемонеты.
1
Игра.
34. Математическое
путешествие.
1
Викторина.КВН.
№
3класс(34 часа)
Содержание(р
Колво
азделы,темы)
часов
Формапроведения
1.
Умныйсчет
1
Беседа.Анализданных.
2.
Разрезанияфигур
1
Работасфигурами.
3.
Круглыезадачи
1
Работавпарах.
4.
Элементарно!
1
Решениелогическихзадач.
5.
Точкиикусочки
1
Беседа.Анализданных.
6.
Путешествие
счислами
1
Игра.
7.
Смотри!
1
Беседа.Чтениечертежей.
8.
Переливания
1
Беседа.Анализданных.
9.
Маршруты
1
10. Числовыеребусы
1
Работавгруппах.
11. Уравнивание
1
Работавгруппах.
12. Четность
1
Беседа.Анализданных.
Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.
12
13. Кручу-верчу
1
14. Ловимомент!
1
Конкурс.
15. Правдаилиложь?
1
Использованиеперебораприрешениил
огических задач.
16. Последняяцифра
1
Игра.
17. Числовыелесенки
1
Игра.
18. «Числа и
операциинад
ними»Интересныеп
риемы
устногосчета.
Монгольскаяигра.
1
Беседа.Игра.
19. «Числа и
операциинад
ними»Интересныеп
риемы
устногосчета.
Монгольскаяигра.
1
Беседа.Игра.
20. Задачи,
связанныеснумера
цией.
Танграм.
21. Приемы,упро
щающиесло
жение
ивычитание.
Симметрия
1
Работавпарах
1
Беседа,индивидуальныезадания.
22. Составление
иразгадыванием
атематическихр
ебусов
1
Работавпарахигруппами.
23. Решение
выраженийна
1
Самостоятельнаяработа.
Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.
13
нахождениеп
ропущенныхр
азрядов.
1
Игра.Викторина.
25. Приемывычислен
ий.Игра
«Колумб»
1
Игра.Работавгруппах.
26. Разгадывание
магическихкв
адратов
1
Работавпарах.
1
Беседа.Анализданных.
1
Работаиндивидуально.
29. Задачи
насообразительност
ь.
30. Задачи-смекалки.
1
Работаиндивидуальноивпарах.
1
Работаиндивидуальноивпарах.
31. Комбинаторные
задачи.
1
Работаиндивидуальноивгруппах.
24. Числовыегол
оволомки.
Разгадывание
исоставлениема
тематическихре
бусов.
27.
Нестандартные
изанимательныез
адачи.
Простейшиемат
ематическиесо
физмы.
28. Нестандартные
изанимательныез
адачи.
Простейшиемат
ематическиесо
физмы.
14
32. Задачимаршруты.Графич
ескийдиктант.
1
Работавгруппах.
33. Олимпиадные
задачи.
1
Работаиндивидуальная.
34. Олимпиадные
задачи.
1
Работаиндивидуальная.
Колво
часов
Формапроведения
4класс(34 часа)
№
Содержание(р
азделы,темы)
1.
Вбассейне
1
Решениелогическихзадач.
2.
Делаемремонт
1
Чтениепростыхчертежейинанесениенани
х известныхразмеров.
3.
Украшаемдом
1
Составлениеичтениепростыхпланов.
4.
Праздничныйторт
1
Составлениеичтениепростыхпланов.
5.
Садовыйучасток
1
Чтениепростогочертежаиопределениеегома
сштаба.
6.
Обустраиваем
1
Составлениеичтениепростыхпланов.
участок
7.
Походвкино
1
Работавгруппах.
8.
Идѐм втеатр
1
Игра.
9.
Отправляемся
впутешествие
1
Составлениеалгоритмадействий.
10. Осуществляем
мечты
1
Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.
15
11. Магический
квадрат
1
Решениелогическихзадач.
12. Остров рыцарей
илжецов
1
Викторина.
13. Методперебора
1
Работавпарах.
14. Буквенныеребусы
1
Беседа.Анализданных.
15. Днинедели
1
Игра.
16. Чередование
1
Работавгруппах.
17. По прямой—
кратчайшийпуть!
1
Игра-путешествие.
18. Геометриявокруг
нас.
1
Беседа.Викторина.
19. Периметр
иплощадь
составныхфигур.
Геометрическая
мозаика.
1
Практическаяработа.
20. Закономерности
вузорах.
1
Конкурспроектов.
21. Решение задач
сгеометрически
мсодержанием.
1
Работавпарах.
22. Оригами.Объемны
ефигуры.
1
Беседа.Практическаяработа.
23. Моделирование
изпроволоки,пласт
илина,спичек
1
Практическаяработа.
24. Математические
развлечения.
1
Беседа.Работавпарах.
25. Проект«Мир
1
Защитапроектов.
16
цифр».
26. По страницам
«Книги
рекордовГиннес
а»
27. Математические
фокусы.
Секретыматемат
ическихфокусов.
1
Беседа.Презентация.
1
Игра.
28. Участие
вмеждународно
мматематическо
мконкурсе-игре
«Кенгуру –
математика
длявсех»
1
Самостоятельнаяработа.
29. Математический
КВН.
1
КВН.
Решение
задач,связанных
снумерацией,
насообразительнос
ть,задачишутки,задачи
соспичками;
1
Работавгруппахииндивидуально.
31. Работа
спословицами,
вкоторыхвстречаю
тсячисла.
1
Викторина.
32. Интересныепри
ѐмы
устногосчѐта.
1
Игра.
1
Работавпарах.
30.
33.
Разгадывание
17
числовыхголов
оломокиматема
тическихребусо
в.
34. Поиск
вокружающем
мирепредметов,да
ющихпредставлен
ие
обизученныхгеоме
трическихфигурах
.
1
Экскурсия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕИМЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ
Функциональнаяграмотность.1класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.2класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.3класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.4класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/activities/teacher/https://uchitel.club/workprogram
shttps://urok.1sept.ru/articles/687706
18
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная панель,
магнитная доска.Наборысюжетныхи предметныхкартинок.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы
кзанятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и
чертѐжныепринадлежности.
19