Приложение 12 к ООП НОО_РП Основы математической грамотности 2-4 классы

Приложение 12 к ООП НОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого МО
МКОУ "Буткинская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

заместитель директора
по УВР

ИО директора МКОУ
"Буткинская СОШ"

________________________ ________________________ ________________________
Гаврилина Н.М.
Гаврилина Н.М.
Мокринская М.М.
от «26» августа 2025 г.
Приказ №ОД 2808-1
«26» августа2025 г.
от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА
курса внеурочнойдеятельности
«Основы математической грамотности»
для обучающихся 2– 4 классов

с. Бутка, 2025г.

Пояснительнаязаписка
Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов
«Математическая

грамотность»

разработана

в

соответствии

требованиями

с

Федерального

государственногообразовательногостандартаначальногообщегообразова
ния,требованиякосновнойобразовательнойпрограмменачального
общегообразования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского

курсапрограммы«Функциональнаяграмотность»для2-

4классов(авторы-составители М.В.Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическаяграмотность»является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения
следующих задач:

этой

цели

предполагается

решение

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

2

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.

3

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 34
часа (по 1 часу в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий
по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов, используя математические задачи.
В

3-4

классе

начальной

школы

проводятся занятия по формированию

математическойграмотности, включая задачи естественно-научной и финансовой
грамотности.
Формыорганизациизанятий:
 Предметныенедели;


Олимпиады;



Деловыебеседы;



Участиевнаучно-исследовательскихдискуссиях;



Практическиеупражнения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
4

3 класс
Нахождение

значений

математических

выражений

в

пределах

100000,

составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Нахождение

значений

математических

выражений

в

пределах

100000,

составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
5

взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
6

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство

с критериями

оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными

задачами

и

отображать

предметное

содержание

и

условия

деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой
ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

7

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

8

Тематическое планирование

№

Содержание(р
азделы,темы)

2класс(34часов)
Формапроведения
Колво
часов

Про
беличьизапа
сы
Медвежье
потомство

1

Беседа.Анализданных.

1

Беседа. Решение логических задач.

3.

Про зайчат
изайчиху

1

Беседа. Решение логических задач.

4.

Лисьизабавы

1

Работасдиаграммами.Решение
логическихзадач.

5.

Прокрота

1

Работасдиаграммами.Решение
логическихзадач.

6.

Проежа

1

Беседа. Анализданных.

7.

1

Работа в группах.

8.

Про
полевогохомя
ка
Встречадрузей

1

Решениелогическихзадач.

9.

Магиячисел

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

10. Танграм

1

Практическая работа с фигурами.

11. Задачи-ловушки

1

Работавпарах.

12. Алгоритмы

1

Конструирование алгоритмов

13. Логикаперебора

1

Работавгруппах.

14. Как считали
встарину

1

1.

2.

Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.

9

15. Красотамат
ематики

1

Беседа.Анализданных.

16. Логическиезадачи

1

Решениелогическихзадач.

17. Числовыезаконом
ерности иребусы

1

Поискчисловыхзакономерностейир
азгадкаребусов.

18. Задачи–смекалки.

1

Решениелогическихзадач.

19. Задачи
снекорректнымида
нными.
Задачи,допускающ
иенесколькоспосо
боврешения.

1

Решениелогическихзадач.

20. Пряткисфигурами

1

Беседа.Игра.

21. Поиск
заданныхфигур
в
фигурахсложно
йконфигурации.
22. Работастаблицей
«Поисктреугольн
иков
взаданнойфигуре»

1

Работавпарах.

1

Викторина.Работавгруппах.

23. Уголки

1

Работавпарахигруппах.

1

Беседа.Самостоятельная работа.

Составление
фигуриз4,5,6,7
уголков:
пообразцу,
пособственно
музамыслу.
24. Составление
фигурс
заданнымразбиени
емна

10

части; счастично
заданным
разбиением на
части; без заданного
разбиения.
25. Составлениефигу
р,представленных
вуменьшенномма
сштабе.

1

Работавпарах.

1

Работавпарах.

27. Математическиеи
гры.Построение
«математических»
пирамид

1

Викторина.Самостоятельнаяработа.

28. Математические
игры.

1

Работавпарахигруппах.

29. Исторические
сведения
оматематике.
Нумерациядрев
нихримлян.

1

Беседа,самостоятельнаяработа.

30. Исторические
сведения
оматематике.
Нумерациядрев
нихримлян.

1

Беседа,самостоятельнаяработа.

26. Секретызадач
Решение
задачразными
способами.
Решениенеста
ндартныхзадач
.

11

31. Из истории
счета,десятичной
системы
иучебника
«Арифметика».

1

Беседа.Работавпарах.

32. Колумбовояйцо.

1

Беседа.Самостоятельнаяработа.

33. Русскиемонеты.

1

Игра.

34. Математическое
путешествие.

1

Викторина.КВН.

№

3класс(34 часа)
Содержание(р
Колво
азделы,темы)
часов

Формапроведения

1.

Умныйсчет

1

Беседа.Анализданных.

2.

Разрезанияфигур

1

Работасфигурами.

3.

Круглыезадачи

1

Работавпарах.

4.

Элементарно!

1

Решениелогическихзадач.

5.

Точкиикусочки

1

Беседа.Анализданных.

6.

Путешествие
счислами

1

Игра.

7.

Смотри!

1

Беседа.Чтениечертежей.

8.

Переливания

1

Беседа.Анализданных.

9.

Маршруты

1

10. Числовыеребусы

1

Работавгруппах.

11. Уравнивание

1

Работавгруппах.

12. Четность

1

Беседа.Анализданных.

Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.

12

13. Кручу-верчу

1

14. Ловимомент!

1

Конкурс.

15. Правдаилиложь?

1

Использованиеперебораприрешениил
огических задач.

16. Последняяцифра

1

Игра.

17. Числовыелесенки

1

Игра.

18. «Числа и
операциинад
ними»Интересныеп
риемы
устногосчета.
Монгольскаяигра.

1

Беседа.Игра.

19. «Числа и
операциинад
ними»Интересныеп
риемы
устногосчета.
Монгольскаяигра.

1

Беседа.Игра.

20. Задачи,
связанныеснумера
цией.
Танграм.
21. Приемы,упро
щающиесло
жение
ивычитание.
Симметрия

1

Работавпарах

1

Беседа,индивидуальныезадания.

22. Составление
иразгадыванием
атематическихр
ебусов

1

Работавпарахигруппами.

23. Решение
выраженийна

1

Самостоятельнаяработа.

Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.

13

нахождениеп
ропущенныхр
азрядов.
1

Игра.Викторина.

25. Приемывычислен
ий.Игра
«Колумб»

1

Игра.Работавгруппах.

26. Разгадывание
магическихкв
адратов

1

Работавпарах.

1

Беседа.Анализданных.

1

Работаиндивидуально.

29. Задачи
насообразительност
ь.
30. Задачи-смекалки.

1

Работаиндивидуальноивпарах.

1

Работаиндивидуальноивпарах.

31. Комбинаторные
задачи.

1

Работаиндивидуальноивгруппах.

24. Числовыегол
оволомки.
Разгадывание
исоставлениема
тематическихре
бусов.

27.

Нестандартные
изанимательныез
адачи.
Простейшиемат
ематическиесо
физмы.

28. Нестандартные
изанимательныез
адачи.
Простейшиемат
ематическиесо
физмы.

14

32. Задачимаршруты.Графич
ескийдиктант.

1

Работавгруппах.

33. Олимпиадные
задачи.

1

Работаиндивидуальная.

34. Олимпиадные
задачи.

1

Работаиндивидуальная.

Колво
часов

Формапроведения

4класс(34 часа)
№
Содержание(р
азделы,темы)
1.

Вбассейне

1

Решениелогическихзадач.

2.

Делаемремонт

1

Чтениепростыхчертежейинанесениенани
х известныхразмеров.

3.

Украшаемдом

1

Составлениеичтениепростыхпланов.

4.

Праздничныйторт

1

Составлениеичтениепростыхпланов.

5.

Садовыйучасток

1

Чтениепростогочертежаиопределениеегома
сштаба.

6.

Обустраиваем

1

Составлениеичтениепростыхпланов.

участок
7.

Походвкино

1

Работавгруппах.

8.

Идѐм втеатр

1

Игра.

9.

Отправляемся
впутешествие

1

Составлениеалгоритмадействий.

10. Осуществляем
мечты

1

Работа над проектом: в группах, в
парах,индивидуально.

15

11. Магический
квадрат

1

Решениелогическихзадач.

12. Остров рыцарей
илжецов

1

Викторина.

13. Методперебора

1

Работавпарах.

14. Буквенныеребусы

1

Беседа.Анализданных.

15. Днинедели

1

Игра.

16. Чередование

1

Работавгруппах.

17. По прямой—
кратчайшийпуть!

1

Игра-путешествие.

18. Геометриявокруг
нас.

1

Беседа.Викторина.

19. Периметр
иплощадь
составныхфигур.
Геометрическая
мозаика.

1

Практическаяработа.

20. Закономерности
вузорах.

1

Конкурспроектов.

21. Решение задач
сгеометрически
мсодержанием.

1

Работавпарах.

22. Оригами.Объемны
ефигуры.

1

Беседа.Практическаяработа.

23. Моделирование
изпроволоки,пласт
илина,спичек

1

Практическаяработа.

24. Математические
развлечения.

1

Беседа.Работавпарах.

25. Проект«Мир

1

Защитапроектов.
16

цифр».
26. По страницам
«Книги
рекордовГиннес
а»
27. Математические
фокусы.
Секретыматемат
ическихфокусов.

1

Беседа.Презентация.

1

Игра.

28. Участие
вмеждународно
мматематическо
мконкурсе-игре
«Кенгуру –
математика
длявсех»

1

Самостоятельнаяработа.

29. Математический
КВН.

1

КВН.

Решение
задач,связанных
снумерацией,
насообразительнос
ть,задачишутки,задачи
соспичками;

1

Работавгруппахииндивидуально.

31. Работа
спословицами,
вкоторыхвстречаю
тсячисла.

1

Викторина.

32. Интересныепри
ѐмы
устногосчѐта.

1

Игра.

1

Работавпарах.

30.

33.

Разгадывание

17

числовыхголов
оломокиматема
тическихребусо
в.
34. Поиск
вокружающем
мирепредметов,да
ющихпредставлен
ие
обизученныхгеоме
трическихфигурах
.

1

Экскурсия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕИМЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ

Функциональнаяграмотность.1класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.2класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.3класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
Функциональнаяграмотность.4класс.Программавнеурочнойдеятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениесувлечением).
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/activities/teacher/https://uchitel.club/workprogram
shttps://urok.1sept.ru/articles/687706

18

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная панель,
магнитная доска.Наборысюжетныхи предметныхкартинок.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ

Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы
кзанятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и
чертѐжныепринадлежности.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».