индивидуальный проект 10 класс

Приложение к ООП СОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ«Буткинская СОШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ
Буткинская СОШ

Гаврилина Н.А. ________________________ ________________________
протокол № 1 от «28»
Кокшарова Н.В.
Хвостанцев А.М.
августа 2023 г.
«28» августа 2023 г. Приказ № ОД 2908-1 от
«29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

село Бутка 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование
или
учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в
активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном,
компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования
учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает
особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает
присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в
остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты
многочисленных исследований учѐных, методистов, педагогов-практиков
свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми
образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них –
учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной
и
результативной
деятельности
(познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной
проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к
взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект
выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного времени,
специально отведѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта.
Рабочая программа «Индивидуальный проект» составлена для
учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание
организационно-информационных и методических условий освоения

учащимися опыта проектной деятельности для развития личности
обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы
и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу,
синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления
продукта проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению
необходимого знания из информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
В учебно-воспитательном процессе используются современные
образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное
обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии,
творческие проекты).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект) и
предполагает целенаправленную работу по созданию одного или нескольких
индивидуальных проектов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно
под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования
или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Личностные результаты
Личностные
результаты освоения
основной
образовательной
программы среднего общего образования:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности
и
главным
фактором
национального
самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность,
гражданская
позиция
активного
и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
 признание
основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других
лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
 готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в

различных
формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное
и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной

науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное
отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;
 положительный
образ семьи, отцовства и материнства,
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите
своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
 готовность
обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
 готовность
к самообслуживанию, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся
в
жизни
образовательной
организации,
ощущение
детьми
безопасности
и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы по предмету «Индивидуальный проект» представлены тремя
группами универсальных учебных действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать
путь достижения цели, планировать решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить
за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
 распознавать
конфликтные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся получат представление:
 о философских и методологических основаниях научной
деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод,
эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод
анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от
исследований в естественных науках;
 о новейших разработках в области науки и технологий;
 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и др.);
 о
деятельности организаций, сообществ и структур,
заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих
ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды,
государственные структуры и др.).
Обучающиеся научатся:

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных
дисциплин;


использовать основной алгоритм исследования при решении
своих учебно-познавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при
решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;

использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;

использовать
элементы
математического
анализа
для
интерпретации
результатов,
полученных
в
ходе
учебноисследовательской работы.
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности,
 определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции
развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как
время), необходимые для достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов
ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать
систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения
результатов.


Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны
отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность»,
«проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире.
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные
школы. Методология и технология проектной деятельности. Суть проектноисследовательской деятельности — решение актуальной исследовательской
или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность
получить новое знание или создать новый продукт, который поможет решить
эту проблему.
Особенности занятий в рамках курса «Индивидуальный
проект»: творчество и ориентация на получение конкретного результата
работы, максимум посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной

работы и коллективного обсуждения ее этапов, мотивирующая и
консультативная роль педагога.
Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа
выбора
направления
проектно-исследовательской
деятельности,
повышающая вероятность ее успеха.
Примеры исследовательских проблем в гуманитарной, творческой и
научной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления исследовательской
деятельности. Совместное обсуждение предложенных школьниками
проблем, акцентирование внимания на перспективных направлениях
исследовательской деятельности, связанных с предложенными школьниками
проблемами, замечания относительно труднорешаемых или малоактуальных
проблем.
Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного
продукта, необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для
других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые,
спортивные проекты. Проект как преобразование виртуальной или реальной
среды, проект как инициирование новых видов деятельности.
Индивидуальные консультации для школьников по вопросу
определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и
выбора соответствующего ей направления проектной или исследовательской
деятельности.
Общий замысел проектно-исследовательской работы ( 6 ч)
Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы,
обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач,
разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание
предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ),
решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных
результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного
исследования или реализованного проекта, защита работы.
Инициализация
проекта,
курсовой
работы,
исследования.
Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный
замысел. Критерии самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии
оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита
замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых
работ, проектов, исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к
выбираемой теме будущего исследования или проекта: личная
заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник
хочет решить, простота, четкость, однозначность, непротиворечивость

формулировки темы. Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток
иноязычных аналогов слов русского языка как наиболее распространенные
ошибки в формулировании темы исследовательских или проектных работ.
Примеры удачных и неудачных тем исследовательских и проектных работ в
том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники.
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык,
дающий возможность взрослому человеку реализовать интересы, отстаивать
свои взгляды, добиваться целей, находить единомышленников и продвигать
результаты
собственного
труда.
Обоснование
актуальности
исследовательской или проектной работы: в чем суть решаемой в ходе
работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем будет новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть
полезно. Научная актуальность как важность и полезность пополнения
недостающих знаний об изучаемом объекте или явлении или новом взгляде
на изучаемый объект или явление. Как описать актуальность
исследовательской работы. Социальная актуальность как важность и
полезность решения той или иной практической задачи для конкретных людей (целевой аудитории проекта). Консультации (в режиме личных и/или
онлайн встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности
выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации.
Цель как идеальный, мысленно представленный результат
исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость,
конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения. Примеры
удачных и неудачных формулировок целей исследований и проектов. Задачи
исследовательской и проектной работы. Отличие задач от цели, соотношение
цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как
преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность
и поэтапность формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных
формулировок задач исследований и проектов. Гипотеза как описанное в
общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской
работы, как предполагаемая новая информация, которую школьник
планирует получить в ходе исследования. Описание предполагаемых свойств
создаваемого в ходе проектной работы продукта. Примеры удачных и
неудачных гипотез и моделей. Консультации (в режиме личных и/или
онлайн-встреч) для школьников по вопросу целей, задач и гипотез / описания
предполагаемых свойств создаваемого продукта, сформулированных ими для
своих исследовательских/проектных работ.
Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение
поставленных задач и описание сделанного.
Методы исследования: методы эмпирического исследования
(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые

как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты.
Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих
процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте,
курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Энциклопедии,
специализированные
словари,
справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в
музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок,
сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания
проекта. Инструменты изучения проблемных зон. Обзор литературы и
анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ разработанности
проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования.
Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов.
Правила оформления ссылок на использованную литературу. Консультации
для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их
исследовательских работ.
Оформление итогов проектно-исследовательской работы ( 1 0 ч)
Эскизы и модели, макеты проектов, анализ сделанного, описание
проделанной проектной или исследовательской работы как способ
самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание.
Структура и правила оформления текста описания проектной или
исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для
исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание процесса решения
поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных
результатах, список использованной литературы (для исследовательских
работ). Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайнвстреч) по вопросу оформления текста выполненных проектных или
исследовательских работ.

Защита проектной или исследовательской работы как возможность
приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и
продвижения собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты,
правила создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных
программах. Правила публичного выступления: грамотная речь, темп речи и
дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор,
внешний вид и умение держать себя перед аудиторией Особенности
предстоящей научно-практической конференции школьников и проводимого
в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии оценки
проектно-исследовательской работы школьника. Консультации для
школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу публичной
защиты своих проектных или исследовательских работ.
Научно-практическая конференция школьников. Торжественное
открытие конференции. Объявление регламента работы конференции и
выступлений школьников. Объявление регламента конкурса проектноисследовательских работ школьников, проводимого в рамках конференции.
Выступления авторов проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других школьников, педагогов,
приглашенных специалистов.
Работа жюри конкурса. Подведение итогов конференции.
Благодарности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность

1.1

1.2

1.3

1.4

Что такое проект. Основные понятия,
применяемые в области
проектирования: проект;
технологические,
социальные, экономические,
волонтѐрские, организационные,
смешанные проекты.
Культура исследования и
проектирования.
Знакомство с современными научными
представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а
также анализ уже реализованных
проектов.
Суть проектно-исследовательской
деятельности — решение актуальной
исследовательской или практической
проблемы, с которой сталкиваются
люди; возможность получить новое
знание или создать новый продукт,
который поможет решить эту проблему
Индивидуальные проекты и
исследования. Особенности занятий в
рамках курса «Индивидуальный

1

1

1

1

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_

проект»: творчество и ориентация на
получение конкретного результата
работы, максимум посильной
самостоятельности, сочетание
индивидуальной работы и
коллективного обсуждения ее этапов
Итого по разделу

deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

4

Раздел 2. Общий замысел проектно-исследовательской работы

2.1

2.2

2.3

Предварительное
анализирование
проекта, на основе найденного
материала. Обсуждение первых шагов
реализации проекта или исследования.
Этапы работы над проектом или
исследованием:
выбор
темы,
обоснование актуальности выбранной
темы, формулировка цели и задач,
разработка гипотезы или описание
предполагаемых свойств создаваемого
продукта. Выбор темы проектной или
исследовательской работы
Формирование цели и задач. Примеры
удачных и неудачных формулировок
целей исследований и проектов.
Задачи исследовательской и проектной
работы.
Планирование
и
прогнозирование
итогов
работы.
Предполагаемый продукт проекта
Обоснование актуальности работы как

1

2

1

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_

важный социальный навык, дающий
возможность взрослому человеку
реализовывать интересы, отстаивать
свои взгляды, добиваться целей, и
продвигать результаты собственного
труда

2.4

Консультации (в режиме личных и/или
онлайн-встреч) для школьников по
вопросу целей, задач и гипотез /
описания предполагаемых свойств
создаваемого
продукта,
сформулированных
ими
для
своих
исследовательских/проектных работ

Итого по разделу

proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

2

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

6

Раздел 3. Реализация замысла проектно-исследовательской работы

3.1

3.2

Основные этапы реализации замысла
проектной или исследовательской
работы.
Вопрос
педагогу
о
предстоящем
самостоятельном
периоде работы над проектом или
исследованием, режиме консультаций,
возможностях офлайн- и онлайнконсультаций. Согласование сроков
предоставления работ, очередности и
времени
консультаций.
Создание
карты дедлайнов по проекту.
Технологии и методы исследования как

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
1

1

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_

3.3

мост от идеи к продукту. Вопросы
педагогу на понимание или уточнение
отдельных аспектов реализуемых ими
проектов
или
исследований.
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой. Согласование
позиций.
Организация
работы
проектной деятельности
Опросы как эффективный инструмент
проектирования.
Практикум
по
составлению
опросника
для
определения потребностей целевой
аудитории. Практикум получения
обратной связи от аудитории

3.4

Возможности
социальных
сетей.
Способы
обработки
полученных
данных. Обратная связь от целевой
аудитории в ходе реализации проекта
и после его окончания. Механизмы
получения
обратной
связи.
Непосредственные и опосредованные
методы получения обратной связи.

3.5

Обзор
литературы
и
анализ
литературы: отличие одного от
другого. Знакомство с жанром анализа
научной литературы. Практикум:
оформление цитирований и ссылок на
использованную литературу в рамках
предложенных педагогом кейсов.

po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

1

2

2

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

Плагиат. Процентное
личного
материала
изученному

соотношение
к
ранее

3.6

Способы реализации проекта. План
работы как исходная точка реализации
проекта. Признаки хорошего плана
работы. Формулировка конкретных
этапов
работы.
Требования
к
результатам каждого этапа работы.

3.7

Знакомство
с
наиболее
распространенными
методами
исследования. Обсуждение вопроса о
применимости того или иного метода
в собственной работе. Методы
проведения исследования. Анализ
источников.
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой.

3.8

Поиск
недостающей
информации.
Авторский
путь
реализации
задуманного
проекта.
Проверка
готовности к реализации задуманного.
Доработка проекта по итогам данного
тестирования. Определение запасных
вариантов
в
случае
изменения
обстоятельств реализации проекта.
Предстартовая подготовка. Работа с по
всему содержанию проекта, определение возможных страховок и замен.
Подготовка
необходимого

2

1

4

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

оборудования.
Старт
проекта.
Педагогическое
сопровождение
проекта. Обратная связь от целевой
аудитории
Итого по разделу

14

Раздел 4. Оформление итогов проектно-исследовательской работы

4.1

Оцениваем проекты сверстников.
Поочередные
выступления
с
самоанализом проделанной работы,
индивидуальное/групповое обсуждение каждой работы. Знакомство с
правилами оформления итогового
текста
проектной
или
исследовательской работы (структура)

4.2

Описание проделанной проектной или
исследовательской работы как способ
самоанализа и возможность передать
другим людям свои опыт и знание.
Видим за проектом конкретный
продукт деятельности. Консультации в
режиме личных и/или онлайн-встреч
по вопросу оформления текста
выполненных
проектных
или
исследовательских работ

4.3

Практикум
по
использованию
доступных компьютерных программ
для создания презентаций. Правила
оформления презентаций (требования)

1

2

2

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

4.4

Защита
проектной
или
исследовательской
работы
как
возможность приобрести полезный
навык
публичного
выступления,
отстаивания и продвижения своих
идей

4.5

Правила и секреты публичного
выступления: грамотная речь, темп
речи и дикция, мимика и жесты,
краткость и яркие примеры, уместный
юмор, внешний вид и умение держать
себя перед аудиторией.

4.6

Торжественное
открытие
конференции. Объявление регламента
работы конференции и выступлений
школьников. Объявление регламента
конкурса
проектно-исследовательских
работ
школьников,
проводимого в рамках конференции.
Выступления авторов проектов и
исследований. Вопросы авторам и
выступления с комментариями со
стороны
других
школьников,
педагогов,
приглашенных
специалистов. Работа жюри конкурса.
Подведение итогов конференции.
Благодарности

Итого по разделу

1

1

3

10

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Введение. Положение о проектной
деятельности в школе. Виды проектов

1

2

Культура исследования и проектирования

1

3

Проблема как возможность новых знаний
и открытий

1

4

Виды проектов

1

5

Выбор темы и ее формулировка

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

6

Цель проекта и методы ее достиженияя

1

7

Задачи проекта. Логика действий

1

8

Актуальность выбранной темы.

1

9

Этапы работы, сроки выполнения
запланированной работы

1

10

Консультация по вопросу цели и задач

1

11

Консультация по этапам работы

1

12

Индивидуальная работа

1

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_

13

Технология и методы исследования

1

14

Способы реализации проекта. Метод
опроса

1

15

Способы реализации проекта. Метод
опроса

1

16

Сбор информации в сети интернет. Обзор
информации

1

17

Возможности школьной и окружной
библиотеки. Обзор информации

1

18

Способы реализации проекта

1

19

Требования к каждому этапу над

1

deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_

проектом

20

Методы дополнительных исследований

1

21

Изменение направления темы

1

22

Оценка деятельности сверстников.
Критерии оценивания

1

23

Самооценка деятельности

1

24

Подготовка к предварительной
демонстрации работы

1

25

Правила оформления печатного
(ручного) текста

1

po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_

26

Консультация в режиме личных и/или
онлайн-встреч

1

27

Консультация в режиме личных и/или
онлайн-встреч

1

28

Правила оформления презентации

1

29

Создание презентации

1

30

Защитное слово как итог всей работы

1

31

Правила публичного выступления. Как
преодолеть волнение

1

32

Защита проекта

1

organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_

33

Защита проекта

1

34

Защита проекта

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_
po_organizacii_uchebnoi_
proektno_issledovatelskoi_
deyatelnosti_v_obrazovatelnih_
organizaciyah.htm

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В.
Половкова, М. В. Майсак. - Москва : Просвещение, 2019г.
Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для
обучающихся в системе СПО.-Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в
школе. Методическое пособие для учителя. М.: Гуманитарный изд. центр
ВЛАДОС 2015г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proekt
no_issledovatelskoi_deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».