читательская грамотность 7-9 класс

Приложение к ООП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Буткинская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО

заместитель директора по директор МКОУ
УВР
"Буткинская СОШ"

Третьякова Н.А.
протокол №1 от «28»
августа2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Кокшарова Н.В.

Хвостанцев А.М.

от «28» августа2023 г.

приказ ОД 2908-1 от «29»
августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся 7-9 классов

село Бутка, 2023

Пояснительная записка
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата
рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое
место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования».
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается
путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем
выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит
развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации;
оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и
социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 7 классе отводится 17 часов в
год (0,5 час в неделю), в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю), в 9 классе 17 часов
(0,5 часа в неделю)
Содержание программы
7 класс:
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для
анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
Итоговый контроль.
8 класс:
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в
текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для
анализа.
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Итоговый контроль.

9 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов:
текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить
культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:

































Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь,
содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь
на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия
между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;










формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной
позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Наименования
разделов и тем

7 класс
Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме

1.

Вводное занятие
Работа с текстом
Определение основной темы и идеи Работа с текстом: умение определять тему, идею
в лирическом произведении.
назначение текста

2.

Определение основной темы и идеи Работа с текстом: умение определять тему, идею
в лирическом произведении.
назначение текста
Поэтический текст как источник
Практикум.
информации

3.

Сопоставление содержания текстов Работа с текстом: умение сравнивать и
публицистического стиля
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

4.

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умениеоткликаться на
содержание текста; умениесвязывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников

5.

Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели

Работа с текстом: умениепреобразовывать текст,
используя новые формы представления
информации

дальнейшего использования?
6.

Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?

Работа с текстом: умениепреобразовывать текст,
используя новые формы представления
информации
Практикум.

7.

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение,
резюме)

Работа с текстом: умение анализировать текстобъяснение и писать объяснительное сочинение,
резюме

8.

Типы текстов: текст-объяснение
(толкование, определение)

Работа с текстом: умение работать с текстом,
содержащим толкование, умение давать
определение

9.

Типы текстов: текст-объяснение

Практикум: самостоятельная работа с текстом

10.

Поиск комментариев,
Работа с текстом: умениевыводить заключение о
подтверждающих основную мысль намерении автора, оценивать утверждения,
текста, предложенного для анализа откликаться на форму текста: оценивать
содержание текста и мастерство его исполнения

11.

Поиск комментариев,
Практикум: самостоятельная работа с текстом
подтверждающих основную мысль
текста, предложенного для анализа

12.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Знакомство с понятием «позиционные задачи»

13.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

14.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

15.

Работа с несплошным
текстом:информационные листы,
объявления.

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать
текстинформационного листа, объявления.

16.

Работа с несплошным
текстом:диаграммы, графики

Работа с текстом: умениепреобразовывать текст,
используя диаграммы, графики. Практикум.

17.

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме

1

Вводное занятие

Работа с текстом

2

Определение основной темы и идеи Работа с текстом: умение определять тему, идею
в драматическом произведении.
назначение текста

3

Определение основной темы и идеи Работа с текстом: умение определять тему, идею
в драматическом произведении.
назначение текста

4

Учебный текст как источник
информации

Практикум: самостоятельная работа с текстом

5

Сопоставление содержания текстов Работа с текстом: умение сравнивать и
официально-делового стиля
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

6

Сопоставление содержания текстов Работа с текстом: умение сравнивать и
официально-делового стиля
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

7

Деловые ситуации в текстах

Работа с текстом: умение откликаться на
содержание текста

8

Деловые ситуации в текстах

Работа с текстом: умение связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников

9

Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменѐнной ситуации?

Работа с текстом: умение интерпретировать текст
в изменѐнной ситуации

10

Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменѐнной ситуации?

Работа с текстом: умение интерпретировать текст
в изменѐнной ситуации

11

Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменѐнной ситуации?

Работа с текстом: умение интерпретировать текст
в изменѐнной ситуации

12

Работа с текстом: как применять
информацию из текста в
изменѐнной ситуации?

Практикум: самостоятельная работа с текстом

13

Типы текстов: текст--инструкция
(указания к выполнению работы)

Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст

14

Типы текстов: текст- инструкция
(правила)

Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст

15

Типы текстов: текст- инструкция
(уставы)

Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст

16

Типы текстов: текст- инструкция
(законы)

Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст

17

Типы текстов: текст- инструкция

Практикум: самостоятельная работа с текстом

18

Поиск ошибок в предложенном
тексте

Знакомство с различными видами ошибок в тексте

19

Поиск ошибок в предложенном
тексте

Работа с текстом: редактирование текста с
лексическими ошибками

20

Поиск ошибок в предложенном
тексте

Работа с текстом: редактирование текста с
морфологическими ошибками

21

Поиск ошибок в предложенном
тексте

Работа с текстом: редактирование текста с
синтаксическими ошибками

22

Поиск ошибок в предложенном
тексте

Практикум: самостоятельная работа с текстом

23

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи

Знакомство с понятием «информационные задачи»

24

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

25

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

26

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

27

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

28

Работа с несплошным текстом:
формы

Знакомство с разными формами несплошного
текста

29

Работа с несплошным текстом:
анкеты

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать текст анкеты

30

Работа с несплошным текстом:
договоры

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать текст договора

31

Работа с несплошным текстом:
договоры

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать текст договора

32

Работа с несплошным текстом

Практикум: самостоятельная работа с текстом

33

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

34

Заключительное занятие

Подведение итогов

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме

1

Формирование читательских умений Работа с текстом: умение связывать
с опорой на текст и внетекстовые
информацию, обнаруженную в тексте, со
знания
знаниями из других источников

2

Формирование читательских умений Практикум: самостоятельная работа с текстом
с опорой на текст и внетекстовые
знания

3

Сопоставление содержания текстов
научного стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

4

Критическая оценка степень
достоверности содержащейся в
тексте информации

Работа с текстом: умение оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

5

Типы текстов: текст-аргументация

Знакомство с разными видами аргументации

6

Типы текстов: текст-аргументация

Работа с текстом: умение обнаруживать в тексте
доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

7

Составление плана на основе
исходного текста

Работа с текстом: умение объяснять порядок
частей, содержащихся в тексте

8

Составление плана на основе
исходного текста

Работа с текстом: выделять не только главную,
но и избыточную информацию

9

Составление плана на основе
исходного текста

Работа с текстом: умение структурировать текст,
составлять простой план

10

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи

Знакомство с понятием «аналитические
(конструирующие) задачи»

11

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

12

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи

13

Работа со смешанным текстом

Знакомство с разными формами смешанного
текста

14

Работа со смешанным текстом

Работа с текстом: умение анализировать
смешанные тексты

15

Составные тексты

Знакомство с разными формами составного
текста

Составные и смешанные тексты

Практикум: самостоятельная работа с текстом

16
17

Заключительное занятие

Подведение итогов

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.
Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по
формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом ―Первое сентября‖
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой
Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 /
Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.

8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки
для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы
Тренажѐрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия
Компьютер с программным обеспечением
Экспозиционный экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».