математическая грамотность 8 класс

Приложение к ОПП ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Буткинская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

заместитель директора
по УВР Кокшарова Н.В.

директор МКОУ
"Буткинская СОШ"

от «28» августа 2023 г.

Хвостанцев А.М.

Микушина С.В.
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.

Приказ № ОД2908-1 от
«29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 8 класса

с. Бутка 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по математической
грамотности для 8 класса разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО)
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Приказа Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
5. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утверждѐнного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345;
7. Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Программа нацелена на развитие способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность
включает
математические
рассуждения,
использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину.

Целью программы:
является развитие математической грамотности учащихся 8 классов как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Основные задачи программы:

расширить представление учащихся о практической значимости
математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в
области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать
навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый
интерес к математике, как к области знаний;

сформировать
представление
о
математике,
как
о
части
общечеловеческой культуры; способствовать пониманию еѐ значимости для
общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными
математическими
знаниями
и
способами
выполнения
математических
преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить
возможность погружения в различные виды деятельности взрослого
человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой;

развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся,
навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи,
навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций
реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными
объектами;

умение выполнять основные арифметические действия;

находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях;

анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном
контексте;

овладеть универсальными способами анализа информации и еѐ
интеграции в единое целое;

развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы
для решения практических задач.
Рабочая программа составлена в соответствии с обновлѐнными ФГОС ООО
и учебным планом
в 8 классе на изучение предмета «Математическая
грамотность» отведѐн 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа в год.

Содержание учебного предмета
Введение – 1 час

Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Понятия информации.
Формы представления информации: таблица, диаграмма, схема.
Подача информации в определенной в форме и работа с ней.
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5 часов
Вычисление расстояний.
Формулы для вычисления расстояний на местности.
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические
методы решения – 4 часа
Квадратные уравнения.
Методы решения квадратных уравнений.
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное
расположение, равенство. – 4 часа
Теорема Пифагора.
Соотношения
между
сторонами
треугольника,
относительное
расположение, равенство.
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах. – 4 часа
Линейная зависимость между переменными.
Квадратичная зависимость между переменными.
Статистическая зависимость между переменными.
Тема 6. Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур. –
4 часа
Трехмерные изображения.
Построение трехмерных фигур.
Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур.
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события. – 4 часа
Теория вероятности.
Способы определения ошибок измерений.
Тема 8. Решение
типичных
математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования. – 3 часа
Этапы моделирования решения типичных математических задач.
Проведение рубежной аттестации – 1 час
Планируемые результаты изучения предмета
Изучение элективного курса в 8 классе основной школы даѐт
возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В личностном направлении:

 объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
В метапредметном и предметные направлении:
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично
значимой ситуации.
Обучающийся научится:
 использовать графическое представление множеств для описания реальных
процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов;
 оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
 выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
 составлять числовые выражения при решении практических задач и задач
из других учебных предметов;
 понимать смысл записи числа в стандартном виде;
 оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа»;
 составлять
и решать линейные уравнения при решении задач,
возникающих в других учебных предметах;
 использовать
графики реальных процессов и зависимостей для
определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки
возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и
т.п.);
 использовать свойства линейной функции и еѐ график при решении задач
из других учебных предметов;
 оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
 иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных
событий;
 сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных
ситуациях;
 выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче
величин (делать прикидку);
 использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания;
 использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в
реальной жизни;
 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в
простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в
повседневной жизни;

выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной
жизни;
 распознавать движение объектов в окружающем мире;
 распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
 использовать векторы для решения простейших задач на определение
скорости относительного движения.


Обучающийся получит возможность:
 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
 использовать множества, операции с множествами, их графическое
представление для описания реальных процессов и явлений;
 применять правила приближенных вычислений при решении практических
задач и решении задач других учебных предметов;
 выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических
задач, в том числе приближенных вычислений;
 составлять и оценивать числовые выражения при решении практических
задач и задач из других учебных предметов;
 записывать и округлять числовые значения реальных величин с
использованием разных систем измерения;
 выполнять преобразования и действия с числами, записанными в
стандартном виде;
 выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач
других учебных предметов;
 составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним
сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач
других учебных предметов;
 выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении
линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств
при решении задач других учебных предметов;
 выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для
составления математической модели заданной реальной ситуации или
прикладной задачи;
 уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства
или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной
задачи;
 иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по
их характеристикам;
 использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач
из других учебных предметов;
 выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче
ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались),
конструировать новые ситуации с учѐтом этих характеристик, в частности, при
решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;

решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных
ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
 решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчѐта;
 извлекать,
интерпретировать
и
преобразовывать
информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и
характеристики реальных процессов и явлений;
 определять
статистические характеристики выборок по таблицам,
диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения
задачи;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений;
 использовать свойства геометрических фигур для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин;
 использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной
жизни;
 проводить вычисления на местности;
 применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в
окружающей действительности;
 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной
жизни;
 оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
 применять свойства движений и применять подобие для построений и
вычислений;
 использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике,
географии и другим учебным предметам.


№

1
2

3

4

5

Тема

Количество
Из них
часов
Практические Контроль
работы
работы
Введение – 1 час
1
Работа с информацией, представленной
4
1
в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
5
1
стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
4
1
неаналитические методы при решении
практических задач.
Алгебраические
связи
между
4
1
элементами фигур: теорема Пифагора,

6

7
8

9

10

соотношения
между
сторонами
треугольника,
относительное
расположение, равенство при решении
задач с практическим содержанием.
Математическое описание зависимости
между переменными в различных
процессах.
Интерпретация трѐхмерных
изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того
или иного события.
Решение практических задач,
требующих прохождения этапа
моделирования.
Проведение рубежной аттестации
Итого

4

1

4

1

4

1

3

1
34

№ урока

Поурочное планирование учебного курса «Математическая грамотность» 8
класс.
Тема урока

Планируемые результаты
Освоение предметных
УУД
знаний

1

Цели изучения курса
математической
грамотности.

1

2

Работа с информацией,
представленной в форме
таблиц

1

Актуализация
 находит и извлекает
изученного материала математическую информацию
по теме
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной или глобальной
ситуации.
Формирование знаний
 находит и извлекает
по
работе
с математическую информацию
информацией,
в различном контексте;
представленной
в
 применяет
форме таблиц

1

3

Работа с информацией,
представленной в форме
столбчатой или круговой
диаграммы

1

4

Работа с информацией,
представленной в форме
схем

1

5

Практическая работа №1.
Работа с информацией,
представленной в форме
таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой,
схем
Измерение расстояния на
местности.

1

7

Вычисление расстояний
на местности в
стандартных ситуациях.

1

8

Решение задач на
вычисление расстояний
на местности в
стандартных ситуациях.

1

9

Применение формул
вычисления расстояния в
повседневной жизни.

1

10

Практическая работа №2.
Вычисление расстояний
на местности в
стандартных ситуациях и
применение формул в
повседневной жизни.
Квадратные уравнения

1

12

Аналитический методы
решения квадратного
уравнения

1

13

Неаналитический
методы решения
квадратного уравнения

1

14

Практическая работа №3.
Квадратные уравнения,
аналитические и
неаналитические методы
решения

1

6

11

1

1

Формирование умений
по
работе
с
информацией,
представленной
в
форме столбчатой или
круговой диаграммы
Формирование умений
по
работе
с
информацией,
представленной
в
форме схем
Формирование умений
применять знания в
работе
над
информацией

математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной или глобальной
ситуации.

Формирование знаний
об
измерении
расстояния
Формирование знаний о
вычислении расстояний
на
местности
в
стандартных ситуациях
Формирование умений
решать задачи н а
вычисление расстояний
на
местности
в
стандартных ситуациях
Формирование умений
применять
формулы
при
вычислении
расстояния
Формирование умений
вычислять расстояний
на
местности
в
стандартных ситуациях
и применение формул в
повседневной жизни
Формирования знаний о
квадратных уравнениях
Формирования знаний
об
аналитических
методах
решения
квадратного уравнения
Формирования знаний о
неаналитических
методах
решения
квадратного уравнения
Формирование умений
применять
аналитические
и
неаналитические
методы решения при
решении
квадратных

 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.

 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в

уравнений
15

Алгебраические связи
между элементами фигур

1

16

Теорема Пифагора.
Решение практических
задач на теорему
Пифагора.
Соотношения между
сторонами треугольника,
относительное
расположение,
равенство. Практические
задачи.
Практическая работа №4.
Алгебраические связи
между элементами
фигур: теорема
Пифагора, соотношения
между сторонами
треугольника,
относительное
расположение,
равенство.
Линейная зависимость
между переменными .
Решение практических
задач.
Квадратичная
зависимость между
переменными. Решение
практических задач.
Статистическая
зависимость между
переменными
Практическая работа №5.
Математическое
описание зависимости
между переменными в
различных процессах.

1

23

Трѐхмерные
изображения

1

24

Построение трѐхмерных
фигур

1

25

Интерпретация
трѐхмерных
изображений,
построение фигур

1

17

18

19

20

21

22

Формирования знаний
об алгебраической связи
между
элементами
фигур
Формирования знаний о
теореме Пифагора

1

Формирования знаний о
расположение
сторон
треугольника

1

Формирования умений
об алгебраической связи
между
элементами
фигур:
теорема
Пифагора, соотношения
между
сторонами
треугольника,
относительное
расположение,
равенство
Формирования знаний о
линейной зависимости

1

1

Формирования знаний о
квадратичной
зависимости

1

Формирования знаний о
статистической
зависимости
Формирования умений
применять
математическую
зависимость
между
переменными
в
различных процессах

1

Формирования знаний о
трѐхмерных
изображениях
Формирования знаний о
построении трехмерных
фигур
Формирования знаний
об
интерпретации
трѐхмерных
изображений,

контексте национальной или
глобальной ситуации.
 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.

 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной или глобальной
ситуации.
 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на

26

Практическая работа №6.
Интерпретация
трѐхмерных
изображений,
построение фигур

1

27

Теория вероятности при
решении задач с
практическим
содержанием.
Определение ошибки
измерения

1

Теория вероятности.
формулы и примеры
решения задач на
классическую
вероятность с
практическим
содержанием.
Практическая работа №7.
Определение ошибки
измерения, определение
шансов наступления того
или иного события в
практических задачах.
Этапы математических
моделей практических
задач.
Решение практических
задач, требующих
прохождения этапа
моделирования.

1

33

Решение практических
задач, требующих
прохождения этапа
моделирования

1

34

Проведение зачѐта

1

28

29

30

31

32

1

1

1

1

построение фигур
основе анализа ситуации;
Формирования умений
 интерпретирует
и
интерпретировать
оценивает
математические
трѐхмерные
данные в контексте лично
изображения и строить значимой ситуации;
фигуры
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.
Формирования знаний о
 находит и извлекает
теории вероятности
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
Формирования знаний
математические знания для
об определении ошибки решения
разного
рода
измерения
проблем;
Формирования знаний о
 формулирует
формулах и способах
математическую проблему на
решения задач на
основе анализа ситуации;
теорию вероятности
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
Формирования умений
интерпретирует и оценивает
определять ошибки
математические результаты в
измерения и шансы
контексте национальной или
наступления того или
глобальной ситуации.
иного события
Формирования знаний
об этапах
моделирования
Формирования знаний о
решение типичных
математических задач,
требующих
прохождения этапа
моделирования
Формирования умений
решать типичные
математически задачи,
требующие
прохождения этапа
моделирования

Обобщение и
систематизация знаний
учащихся по курсу

 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.
 находит и извлекает
математическую информацию
в различном контексте;
 применяет
математические знания для
решения
разного
рода
проблем;
 формулирует

математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.

Учебно-методический комплекс
Учебник: Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Учебное пособие. Ковалева Галина Сергеевна, Краснянская Клара Алексеевна
Интернет-ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции ЦОР (http://schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».