Приложение к ОПП ООО МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Буткинская СОШ " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО руководитель ШМО заместитель директора по УВР Кокшарова Н.В. директор МКОУ "Буткинская СОШ" от «28» августа 2023 г. Хвостанцев А.М. Микушина С.В. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Приказ № ОД2908-1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математическая грамотность» для обучающихся 8 класса с. Бутка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по математической грамотности для 8 класса разработана на основе нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО) Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказа Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования 4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; 5. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 6. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; 7. Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Целью программы: является развитие математической грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Основные задачи программы: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний; сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию еѐ значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой; развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами; умение выполнять основные арифметические действия; находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях; анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и еѐ интеграции в единое целое; развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения практических задач. Рабочая программа составлена в соответствии с обновлѐнными ФГОС ООО и учебным планом в 8 классе на изучение предмета «Математическая грамотность» отведѐн 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа в год. Содержание учебного предмета Введение – 1 час Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа Понятия информации. Формы представления информации: таблица, диаграмма, схема. Подача информации в определенной в форме и работа с ней. Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5 часов Вычисление расстояний. Формулы для вычисления расстояний на местности. Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения – 4 часа Квадратные уравнения. Методы решения квадратных уравнений. Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. – 4 часа Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. – 4 часа Линейная зависимость между переменными. Квадратичная зависимость между переменными. Статистическая зависимость между переменными. Тема 6. Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур. – 4 часа Трехмерные изображения. Построение трехмерных фигур. Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур. Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. – 4 часа Теория вероятности. Способы определения ошибок измерений. Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. – 3 часа Этапы моделирования решения типичных математических задач. Проведение рубежной аттестации – 1 час Планируемые результаты изучения предмета Изучение элективного курса в 8 классе основной школы даѐт возможность обучающимся достичь следующих результатов: В личностном направлении: объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; В метапредметном и предметные направлении: интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации. Обучающийся научится: использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов; оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов; понимать смысл записи числа в стандартном виде; оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа»; составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах; использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.); использовать свойства линейной функции и еѐ график при решении задач из других учебных предметов; оценивать количество возможных вариантов методом перебора; иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий; сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления; оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях; выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку); использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; распознавать движение объектов в окружающем мире; распознавать симметричные фигуры в окружающем мире; использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. Обучающийся получит возможность: строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики; использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений; применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов; записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения; выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде; выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов; составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов; выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов; выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи; уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи; иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов; выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учѐтом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчѐта; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи; оценивать вероятность реальных событий и явлений; использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин; использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни; проводить вычисления на местности; применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира; применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений; использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам. № 1 2 3 4 5 Тема Количество Из них часов Практические Контроль работы работы Введение – 1 час 1 Работа с информацией, представленной 4 1 в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в 5 1 стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и 4 1 неаналитические методы при решении практических задач. Алгебраические связи между 4 1 элементами фигур: теорема Пифагора, 6 7 8 9 10 соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство при решении задач с практическим содержанием. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение практических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение рубежной аттестации Итого 4 1 4 1 4 1 3 1 34 № урока Поурочное планирование учебного курса «Математическая грамотность» 8 класс. Тема урока Планируемые результаты Освоение предметных УУД знаний 1 Цели изучения курса математической грамотности. 1 2 Работа с информацией, представленной в форме таблиц 1 Актуализация находит и извлекает изученного материала математическую информацию по теме в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. Формирование знаний находит и извлекает по работе с математическую информацию информацией, в различном контексте; представленной в применяет форме таблиц 1 3 Работа с информацией, представленной в форме столбчатой или круговой диаграммы 1 4 Работа с информацией, представленной в форме схем 1 5 Практическая работа №1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем Измерение расстояния на местности. 1 7 Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях. 1 8 Решение задач на вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях. 1 9 Применение формул вычисления расстояния в повседневной жизни. 1 10 Практическая работа №2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения 1 12 Аналитический методы решения квадратного уравнения 1 13 Неаналитический методы решения квадратного уравнения 1 14 Практическая работа №3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения 1 6 11 1 1 Формирование умений по работе с информацией, представленной в форме столбчатой или круговой диаграммы Формирование умений по работе с информацией, представленной в форме схем Формирование умений применять знания в работе над информацией математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. Формирование знаний об измерении расстояния Формирование знаний о вычислении расстояний на местности в стандартных ситуациях Формирование умений решать задачи н а вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях Формирование умений применять формулы при вычислении расстояния Формирование умений вычислять расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни Формирования знаний о квадратных уравнениях Формирования знаний об аналитических методах решения квадратного уравнения Формирования знаний о неаналитических методах решения квадратного уравнения Формирование умений применять аналитические и неаналитические методы решения при решении квадратных находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в уравнений 15 Алгебраические связи между элементами фигур 1 16 Теорема Пифагора. Решение практических задач на теорему Пифагора. Соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Практические задачи. Практическая работа №4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Линейная зависимость между переменными . Решение практических задач. Квадратичная зависимость между переменными. Решение практических задач. Статистическая зависимость между переменными Практическая работа №5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. 1 23 Трѐхмерные изображения 1 24 Построение трѐхмерных фигур 1 25 Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур 1 17 18 19 20 21 22 Формирования знаний об алгебраической связи между элементами фигур Формирования знаний о теореме Пифагора 1 Формирования знаний о расположение сторон треугольника 1 Формирования умений об алгебраической связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство Формирования знаний о линейной зависимости 1 1 Формирования знаний о квадратичной зависимости 1 Формирования знаний о статистической зависимости Формирования умений применять математическую зависимость между переменными в различных процессах 1 Формирования знаний о трѐхмерных изображениях Формирования знаний о построении трехмерных фигур Формирования знаний об интерпретации трѐхмерных изображений, контексте национальной или глобальной ситуации. находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на 26 Практическая работа №6. Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур 1 27 Теория вероятности при решении задач с практическим содержанием. Определение ошибки измерения 1 Теория вероятности. формулы и примеры решения задач на классическую вероятность с практическим содержанием. Практическая работа №7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события в практических задачах. Этапы математических моделей практических задач. Решение практических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 1 33 Решение практических задач, требующих прохождения этапа моделирования 1 34 Проведение зачѐта 1 28 29 30 31 32 1 1 1 1 построение фигур основе анализа ситуации; Формирования умений интерпретирует и интерпретировать оценивает математические трѐхмерные данные в контексте лично изображения и строить значимой ситуации; фигуры интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. Формирования знаний о находит и извлекает теории вероятности математическую информацию в различном контексте; применяет Формирования знаний математические знания для об определении ошибки решения разного рода измерения проблем; Формирования знаний о формулирует формулах и способах математическую проблему на решения задач на основе анализа ситуации; теорию вероятности интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; Формирования умений интерпретирует и оценивает определять ошибки математические результаты в измерения и шансы контексте национальной или наступления того или глобальной ситуации. иного события Формирования знаний об этапах моделирования Формирования знаний о решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования Формирования умений решать типичные математически задачи, требующие прохождения этапа моделирования Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. находит и извлекает математическую информацию в различном контексте; применяет математические знания для решения разного рода проблем; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации; интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации; интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. Учебно-методический комплекс Учебник: Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие. Ковалева Галина Сергеевна, Краснянская Клара Алексеевна Интернет-ресурсы Цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции ЦОР (http://schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).