введение в химию 7 класс

Приложение к ООП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Буткинская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ
"Буткинская СОШ"

Труфанова О.Л. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «28»
Кокшарова Н.В.
Хвостанцев А.М.
августа 2023 г.
от «28» августа 2023 г.
Приказ № ОД 2908-1 от
«29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в химию»
для обучающихся 7 класса

село Бутка 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 7 класса разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
общего образования, в соответствии с основной образовательной программой
основного общего образования МКОУ «Буткинская СОШ»
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и
учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под
руководством О.С. Габриеляна.
Программа ориентирована на использование учебника: Габриелян
О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:
«Дрофа».
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год.
Данная программа не только обеспечивает наглядность в ходе процесса
обучения, но и создает необходимые условия для реализации требований к
уровню подготовки выпускников. Она предполагает приоритет деятельного
подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса
общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности,
формирующими познавательную, информационную, коммуникативную
компетенции.
В программе предусмотрено использование как пассивных, так и
активных методов обучения. Коллективная форма обучения (классноурочная система) в количестве одного часа в неделю (в течение полугодия).
При этом во время уроков предусмотрены следующие формы работы:
индивидуальная - выполнение индивидуальных заданий; парная выполнение практических работ; коллективная - обсуждение проблем,
возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом
физики класса, биологии, экологии, математики.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть
такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать
проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения
целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе
делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку
зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с
определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся
должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь
личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного
предмета в достижение целей основного общего образования и определяет
важнейшие содержательные линии предмета:
1) «вещество» – знание о составе и строении веществ, их свойствах и
биологическом значении;
2) «химическая реакция» – знание о превращениях одних веществ в другие,
условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;
3) «применение веществ» – знание и опыт безопасного обращения с
веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на
производстве;
4) «язык химии» – оперирование системой важнейших химических понятий,
знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой
(химическими формулами и уравнениями).
Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к
экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе
наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических
веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по
математике. Так в 6 классе в курсе математике учащиеся решают задачи на
нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на
нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в
растворе.
Химия, наряду с биологией, экологией, физикой и т.п., входит в
образовательную область «Естествознание».
Изучение химии в 7 классе направлено на достижение учащимися
следующих целей и задач:
- формирование у учащихся химической картины мира как органической
части его целостной естественнонаучной картины;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее
вклада в современный научно-технический прогресс;
- формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез,
обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы
важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах
химических веществ;
- воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и
умений по химии является объективной необходимостью для безопасной
работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
- проектирование и реализация выпускниками основной школы личной
образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или
профессионального образовательного учреждения;

- овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Раздел I
Планируемые результаты предмета
Личностные результаты обучения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения,
объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую
долю примесей;
- проводить простейшие расчеты по химическим формулам и уравнениям
реакций;
- составлять аннотацию текста;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться
ими в ходе оценки и самооценки;
-отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- составлять рассказы об ученых, об элементах и веществах;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью
учителя и самостоятельно;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том
числе с применением средств ИКТ.
Предметные результаты обучения
По окончанию изучения пропедевтического курса обучающиеся получат
возможность понимать:
- интегрирующую роль химии в системе естественных наук;
- технику безопасности при работе в кабинете химии;
- такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание,
моделирование, гипотеза, вывод;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние
вещества.
- массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную
долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю
примесей;
- характеризовать строение, общие физические и химические свойства
простых веществ;
- способы разделения смесей и их очистку;
- условия протекания и прекращения химических реакций;
- признаки химических реакций;
- биографии ученых-химиков;
- ученых изучающих химические реакции;
- историю открытия химических элементов.
Получат возможность познакомиться:
- с лабораторным оборудованием.
Обучающиеся научатся:
- объяснять отличия физических явлений от химических;
- называть некоторые химические элементы и соединения;
- проводить простейшие операции с оборудованием и веществами;
- наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью
естественного (русского или родного) языка и языка химии;
- характеризовать способы разделения смесей, признаки химических
реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду
и некоторые другие вещества.

Раздел II
Содержание учебного предмета
Химия в центре естествознания
Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего
мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ.
Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение как основной метод
познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза.
Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике,
биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная
машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели
атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или
символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение.
Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое
состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия.
Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и
химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные
вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и
горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и
органические, в том числе и горючие) породы. Химический состав живой
клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки,
жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой
клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков,
эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных
реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Лабораторные работы:
1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс
диффузии.
2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под
микроскопом.
3. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
5. Определение содержания воды в растении.
6. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
7. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
8. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С
в различных соках).

9. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
10. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Практические работы:
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила
безопасности.Наблюдение за горящей свечой.

техники

Математика в химии
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И.
Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле
вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество
химических элементов. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в
сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы
вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для
двухчасового изучения курса). Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и
гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть),
твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие
средства). Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав
атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по
его объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w) в
растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет
массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле
растворенного вещества. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая
доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет
массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную
массовую долю примесей.
Практические работы:
2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Явления, происходящие с веществами
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие
способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков
железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с
помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории,
быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об
адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент.
Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка)
как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и
области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и
выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для
выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная
перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения
одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических

реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор.
Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций:
изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка,
выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Лабораторные работы:
6. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
7. Изучение устройства зажигалки и пламени.
Практические работы:
3. Очистка поваренной соли.
Рассказы по химии
Выдающиеся русские ученые-химики. История химических
(открытие, получение и значение). Изучение химических реакций.

веществ

Раздел III
Тематическое планирование
№ п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

Тема, содержание урока
Раздел 1. Химия в центре естествознания (9 часов)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения естествознания.
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила
техники безопасности при работе в химическом кабинете. Наблюдение за горящей
свечой».
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии.
Химические модели.
Химическая символика. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,
произношение.
Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение атома.
Связь химии с физикой, географией и биологией.
Качественные реакции в химии.
Раздел 2. Математика в химии (3 часа)
Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в
сложном веществе.
Чистые вещества и смеси.
Практическая работа № 2 «Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества».
Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (3 часа)
Способы разделение смесей. Практическая работа № 3 «Очистка поваренной соли».
Фильтрование. Адсорбция.
Химические реакции. Признаки химических реакций.

Количество
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

16
17
итого:

Раздел 4. Рассказы по химии (2 часа)
Выдающиеся русские ученые-химики.
Мое любимое химическое вещество. Исследования в области химических реакций.

1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».