Программа патриотического воспитания МКОУ « Буткинская средняя общеобразовательная школа» Краткое обоснование создания программы В Концепции духовно-нравственного развития сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Всѐ это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, интерес к истории незначителен, преобладают абстрактные, схематические представления о прошлом, идѐт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Программа призвана обеспечить ценностно – смысловую определѐнность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен « воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы. Цели программы Цель: развитие у учащихся лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе патриотической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, области, села. Задачи программы 1. Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре еѐ народов, природе. 2. Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, своего села. 3. Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому. 4. Через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности учащихся. 5. Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность. 6. Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России. 7. Воспитывать у молодѐжи неприятие агрессии, насилия, войны. 8. Способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своѐ здоровье и образ жизни, создавать условия для занятия спортом. 9. Формировать социальную и коммуникативную компетентность школьников средствами всех учебных дисциплин Основные направления реализации программы - Повышение квалификации преподавателей, осуществляющих обучение учащихся и воспитание у них гражданственности и патриотизма. - Разработка содержания учебных дисциплин в интересах привития учащимся любви к родине. Гордости за еѐ героическое прошлое, стремления укрепить еѐ авторитет в мире. -Создание кружков, спортивных секций, объединений по интересам творческой направленности. Разработка положений и условий конкурсов, военно – спортивных состязаний и обеспечение массового участия в них учащихся. -Реализация функции образовательного процесса в гражданско – патриотическом воспитании учащихся. -Организация встреч с ветеранами войны, уроков мужества, акций. Операций, викторин, конкурсов гражданско – патриотической направленности. -Укрепление материально – технической базы школьного музея. Обновление содержания и форм патриотического воспитания. 1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям. Духовнонравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Культурно историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, еѐ замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. Гражданско-правовое направление, ориентированное на: изучение государственной системы РФ, значение еѐ Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, еѐ суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления. Военно - патриотическое, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга. Основные формы деятельности 1. Учебная деятельность по предметам 2. Система классных часов, нетрадиционных уроков 3. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, объединений. 4. Работа школьного музея, обогащение его экспозиций. 5. Конференции, семинары, концерты, праздники, экскурсии. 6. Традиционные общешкольные коллективно – творческие дела 7. Участие в районных конкурсах, смотрах. 8. Система мероприятий библиотеки. 9. Проведение совместных с родителями развлекательных игр, спортивных мероприятий, театрализованных праздников. 10. Выставки творческих работ 11. Организация работы школьного самоуправления 12. Организация встреч с ветеранами войн, детьми войны, тружениками тыла. 13. Организация шефства над ветеранами войны и труда. Социальные связи Управление образования Талицкого городского округа Отдел культуры ТГО Комитет по делам молодѐжи ТГО Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Центр занятости населения Талицкого района Военный комиссариат ТГО Совет ветеранов Детский экологический центр Талицкое бюро путешествий и экскурсий Администрация села Буткинский Дом детского творчества Буткинский культурно – досуговый центр Зональная библиотека. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается: - повышение эффективности патриотической работы; повышение качества мероприятий по патриотической работы с детьми и подростками; организации и проведению формирование гражданской грамотности учащихся; внедрение новых форм и методов работы по данному направлению; обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния; развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края. Сформированность идеала жизни и идеала человека. Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%. - Привлечение подростков «групп риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения. Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся. Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся. Мероприятия по патриотическому воспитанию № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Наименование мероприятий Участие в районных мероприятиях, проводимых в рамках патриотического воспитания Участие в районных смотрах – конкурсах, конкурсах чтецов, посвящѐнных Дню рождения Н.И.Кузнецова Принимать участие в постоянно действующих областных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. Участие в областном конкурсе проектов «Я – гражданин России» Участие в областной акции «Весенняя неделя добра» Участие в областной викторине среди учащихся школы по военнопатриотическому воспитанию Содержание закрепленных за школой памятников погибшим воинам в Вов. И памятника А.М.Пузанову. Проведение мероприятий по изучению государственной символики России Участие в районной научно-практической конференции краеведческой направленности. Подготовка и проведение военноспортивной игры «Зарница» в школе и районе Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над вдовами, матерями погибших воинов при исполнении Сроки 2019-2024г. Участники 5 – 11 классы 2019 – 2024г 5 – 11 классы 2019 – 2024 г. 5 – 11 классы 2019 - 2024 9 – 11 классы ежегодно в мае месяце 1 – 11 классы 2019 – 2024 г. 2019-2024г. 6 – 11 классы 5 – 9 классы ежегодно 1 - 9 классы ежегодно ежегодно 6 – 11 классы 5 – 11 классы 2019 – 2024 г 5 – 10 классы 12. 13. 14. 16. 17. 18. 19. служебных обязанностей. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. Организация традиционных встреч: - с детьми ВОВ 1941-1945 г.; - с вдовами погибших на войне; - с воинами-интернационалистами; - с поэтами; - с чернобыльцами; - блокадниками; - с призывниками; - с творческими людьми; - с династиями. Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. - Гвардейская слава; - « Никто не забыт – ничто не забыто» - «Внуки твои, Победа» - конкурс экскурсоводов, - Космос начинается с земли Участие в мероприятиях по благоустройству села и школы. Акция «Экологический бунт» Проведение общешкольных мероприятий «Доброта спасет мир», посвященных Дню защиты детей; Дню пожилого человека, Дню матери. Участие в районном, школьном конкурсе патриотической песни. Участие в международной акции «Марш парков» постоянно 2019 -2024 г. 1 – 11 классы 2019 -2024г. 6 – 11 классы 2 раза в год 6 – 11 классы 1 – 11 классы ежегодно 1 – 7 классы ежегодно 5 – 11 классы ежегодно: апрель, май ежегодно 20. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы. 21. Проведение легкоатлетического кросса, посвященного празднику Дня Победы; ежегодно: май, сентябрь 22. Пополнение музейной комнаты экспонатами Проведение памятных дней: -день Памяти Выпускника школы, воина – интернационалиста И.Казина. - День Победы -День вывода войск из Афганистана - День защитников Отечества 2019 - 2024 23. МО классных руководителей 5 – 11 классы 1 – 11 классы 5 – 11 классы 5- 11 классы ежегодно 13 ноября 15 февраля 23 февраля 1 – 11 классы 24. 25. 26. 27. -юбилейные даты дней славы Участие в акциях: «тысяча добрых дел в один день» «Герои живут рядом» «Милосердие » «От сердца к сердцу» Организация и проведение школьных мероприятий совместно сельской библиотекой Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий. Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы Ежегодно 4 – 11 классы постоянно 1 – 11 классы постоянно 1 – 11 классы постоянно Программа патриотического воспитания учащихся Буткинской школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.